Хабаровск православный Журнал Духовное образование на Дальнем Востоке развивается успешно

Духовное образование на Дальнем Востоке развивается успешно

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк

01.09.2009

— Владыка, сегодня начался новый учебный год в Хабаровской духовной семинарии. Вы отметили в своем слове на торжественном собрании студентов и преподавателей, что это год для духовной семинарии особенный. Что в большей степени для Вас примечательно в наступившем 2009/10 году?

— В первую очередь хотелось бы отметить, что в этом году мы сделали пятый набор на обучение и именно по окончании этого учебного года у нас состоится первый выпуск. Нас радует, что наша духовная школа растет и усиливается традициями. Увеличивается и количество студентов, в настоящее время на очном и заочном отделениях семинарии обучается 120 человек.

Начало нового учебного года также ознаменовано объявлением набора на государственные образовательные программы высшего образования. Набор на соответствующие программы был объявлен после издания Рособрнадзором приказа о лицензировании семинарии по государственным образовательным стандартам. Поэтому уже с этого года мы начинаем подготовку бакалавров по направлению «Теология». Нас очень радует, что необходимый пакет документов для лицензирования был подготовлен силами преподавателей нашей духовной семинарии, что свидетельствует о высоком уровне их подготовки. Следующим шагом семинарии станет подготовка к аккредитации.

— Что это даст Хабаровской духовной семинарии?

— Благодаря этому повышается статус нашей духовной школы. Вместе с тем расширяем поле миссионерской деятельности Церкви, поскольку обеспечиваем выпускников дипломом государственного образца. Наши выпускники, закончив семинарию с таким дипломом, будут иметь возможность преподавать в государственных образовательных учреждениях, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями.

 Может кого-то в церковной среде пугает перспектива реализации в духовной семинарии государственных образовательных стандартов. Это ведь еще означает и выполнение определенных требований государства к качеству и объему преподаваемых дисциплин. Но мы понимаем, что эти требования направлены на улучшение качества образования, на повышение профессионального уровня преподавателей.

— Владыка, можно ли сказать, что Хабаровская духовная семинария уже состоялась?

— Я думаю, что можно. Во-первых, у нас собран хороший коллектив преподавателей. И хотя школа молодая, существует она всего пятый год, но благодаря нашим специалистам семинария смогла себя зарекомендовать как успешно и динамично развивающийся вуз. За последние два года разработан полный комплект Учебно-методических комплексов по всем изучаемым в семинарии дисциплинам, который сейчас используется во многих духовных учебных заведениях. Благодаря качественной и слаженной работе руководства и преподавателей мы впервые в Церкви подготовили полный пакет документов к лицензированию в духовном учебном заведении программ высшего образования, вступили на путь к аккредитации.

Во-вторых, у нашей школы уже сложились свои традиции. Мной перед семинарией поставлен ряд задач, которые она сегодня выполняет. Главная из них — готовить добрых пастырей, способных служить в наших сложных климатических, социальных, экономических и политических условиях. Пример успешной подготовки таких пастырей — исполнение в течение десяти месяцев послушания по окормлению Чукотской епархии. В этот сложный для всей нашей Церкви период там несли послушание преподаватели, студенты и работники Хабаровской епархии, и с достоинством выполнили поставленные перед ними задачи, так что оставили по себе добрую память, не допустили раскол, отстояли епархию, дали толчок для дальнейшего ее развития.

— Какие Вы видите перспективы развития Хабаровской духовной семинарии и в целом духовного образования в регионе?

— Мы прекрасно понимаем, что большинство наших дальневосточных епархий не в состоянии содержать учебные заведения даже на уровне училищ, но во всем регионе все еще ощущается острая нехватка высокообразованных пастырей. Поэтому мы будем дальше работать над тем, чтобы повышать уровень образования наших выпускников, чтобы они были готовы к служению в современных условиях.

Нас радует, что благодаря трудам архиепископа Вениамина и его помощников развивается образование в Приморье — епархиальное духовное училище и кафедра теологии и религиоведения при ДВГГУ. Также хорошие перспективы для развития духовного образования созданы в Якутии — там трудами владыки Зосимы и президента Якутии В. А. Штырова строится культурный и духовный центр, развивается духовное училище. На Сахалине есть стремление развивать духовное образование, равно как и в Петропавловске-Камчатском.

Я думаю, если духовное образование в регионе будет развиваться такими темпами, то это повлияет и на статус Хабаровской духовной семинарии. Ведь территория Дальнего Востока — это 30 % от территории страны. Здесь расположены десять епархий, и при открытии новых духовных учебных заведений и повышении статуса существующих духовных училищ до уровня семинарий встанет вопрос о подготовке для них преподавателей. Равным образом встанет вопрос и о повышении квалификации, специализации работников церковных учреждений. Это будет означать, что регион нуждается в духовной академии, и у нашей семинарии появится перспектива повысить свой статус.

При нынешней динамике развития Хабаровской духовной семинарии создание на ее базе духовной академии видится весьма реальной перспективой. Мы понимаем, что для этого потребуется многократно усилить научное направление работы, обеспечить приток новых высококвалифицированных специалистов и готовы пойти на это.

— Владыка, благодарим Вас за интервью и желаем Вам, руководству и преподавателям семинарии помощи  Божией в осуществлении намеченных планов по развитию духовной школы.

— Благодарю. Сегодня на торжественном собрании по случаю начала нового учебного года я пожелал всем учащим и учащимся благодатью Божией постигать богословские науки, чтобы полученные знания послужили во спасение их душ и для пользы Церкви. Хочу это повторить еще раз.

Господь ждет от нас подвига, ждет служения. И наш совместный труд в семинарии должен нами восприниматься как такой подвиг, как такое служение.

Беседовал Квашнин Михаил, студент Хабаровской духовной семинарии.


Общество