Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Хабаровск Православный | Самый загадочный писатель дореволюционной России
Хабаровск православный Журнал Самый загадочный писатель дореволюционной России

Самый загадочный писатель дореволюционной России

Ольга Романова (Информационный отдел Хабаровской епархии).

20.06.2011

Этот сериал наделал много шума, как среди обычных зрителей, так и среди литераторов. Одни считают: режиссер Владимир Хотиненко слишком «вольно» обошелся с образом Достоевского, другие в восторге от фильма о великом писателе. Не знаю, был ли гений таким, каким представил его актер Евгений Миронов, но сериал Достоевский изменил мое отношение к писателю.

- Ты разочарована тем, что Достоевский был каторжанином, игроком? - улыбается моя бабушка — учитель литературы.
- Нет, просто он совсем не такой, каким я себе его представляла! Он — человек, обуреваемый страстями, но стремящийся к Богу. Такой же как и мы. И это он — великий Достоевский, которого я считала сухим... А та девушка, которая устроилась к писателю работать стенографисткой, станет его женой? - не унималась я. Личность Достоевского, «оживавшего» буквально на глазах, занимала меня все больше...

Фильм о великом классике поставил Владимир Хотиненко (россиянам он известен как режиссер картины «Поп»). В сериале играет «звездный» актерский состав: Чулпан Хаматова, Александр Домогаров, Дмитрий Певцов... Роль Достоевского досталась Евгению Миронову. Любопытно, что в постановке он заговорил «не своим тембром». Актер прочитал в воспоминаниях современников Федора Михайловича: у писателя был голос «с трещинкой». Когда же Достоевский пел (а он очень любил петь) - это был тенор.
«И я играю его во всех возрастах. В этом-то и была сложность: найти, как он меняется. Как стареет Федор Михайлович, оставаясь при этом Достоевским? Честно говоря, мне помогал грим. И пластика. Но самое главное, что в Достоевском оставалось - "горящий глаз", его максимализм во всем: по отношению к себе, и к жизни, и к обстоятельствам, и к вере. Глаз "горел" до последнего...» (из интервью Евгения Миронова «Российской газете»)

Сериал охватывает 30 лет жизни писателя. Зритель застает Достоевского в возрасте 29-ти, и наблюдает за его судьбой почти до самого финала: вот «Федор Михайлович» поднимается на эшафот, и в последний момент приходит известие о помиловании; вот он обменивается случайным взглядом со своей будущей женой... Самый загадочный писатель дореволюционной России на экране «живет», «думает», «радуется», «страдает» …
Не случайно фильм начинается с событий декабря 1849 года. После разгрома кружка «петрашевцев» писателя ссылают на каторгу. Именно во время своего заключения Достоевский и стал Достоевским. Его изменили люди, с которыми Федор Михайлович бок о бок провел четыре года. Классик уверял: они страдали больше, чем он. Пребывание в заключении сбило с Достоевского всю спесь (незадолго до этого, писатель обрел в узких кругах немыслимую литературную славу, написав произведение "Бедные люди"). Впоследствии время пребывания в остроге Федор Михайлович вспоминал с благодарностью, говорил о «поистине святых минутах» (и это при том, что тогдашняя каторга разительно отличалась от современных колоний строгого режима).

«В ссылке Достоевский постоянно жил верой и Богом. Ему ведь там жены декабристов подарили Евангелие... У него был свой путь к Богу. Он шел долго и, возможно, где-то там продолжает идти этой дорогой. Он был одухотворенный творец и просто верующий человек. Хотя есть воспоминания, которые описывают, как он всю службу стоит на коленях», рассказывает в интервью сайту «Вокруг ТВ» режиссер Владимир Хотиненко.
В прошлом сторонник социалистических убеждений Достоевский теперь считал: царь является помазанником Божьим. И еще .. без Господа не может быть свободы.

- Ты знаешь, что читать Достоевского любят те, кто много пережил, те, кто ищет смысл жизни? - моя бабушка-литератор делает для меня одно открытие за другим….
- ?
- Он учит многому … Выход Федор Михайлович видит в покаянии...
Жизнь гениального писателя была полна потрясений: смерть первой жены, кончина сына Алеши, тяжелая болезнь... События, воспоминания о дорогих людях, душевная борьба, так или иначе, отразились в его творчестве.
Снимая фильм, Владимир Хотиненко перечитал все произведения Федора Михайловича и открыл его заново: «Это всегда свет, это всегда надежда, независимо ни от чего. Надо обладать гением Достоевского, чтобы в этих страшных путешествиях по человеческому существу, по душе обязательно найти путеводную звезду, обрести этот свет и понять, куда идти дальше. … Сложнее, глубже, чем Достоевский, рассказать о человеке невозможно. Я и людей лучше стал понимать... Получился некий диалог с Федором Михайловичем, в обычной жизни невозможный».

Сериал «Достоевский» получил и одобрительные отзывы, и критические. Так, одни зрители считают, что Владимир Хотиненко «забросал писателя грязью», другие сочли фильм мелодрамой, третьи - недовольны тем, что не показано раннее творчество писателя. Есть и те, кто уверен: режиссеру не следовало показывать пристрастие Федора Михайловича к рулетке.

«...Достоевский не мог быть одинок еще хотя бы потому, что он очень любил людей. Помогал многим реально и не только советом или задушевной беседой, но и деньгами, часто ходатайствовал за человека перед властями, добивался пересмотра уголовных дел, писал статьи в защиту кого-либо...» (из интервью члена Ассоциации русско-французских журналистов Татьяны Масс).

Мне кажется, режиссер дал понять зрителю, что он хотел «сказать». В начале фильма он показывает как «художник Перов» рисует портрет Достоевского. Мазки «смешиваются» с кадрами из жизни писателя. Думаю, Хотиненко желал сделать свой, кинематогрофический портрет: показать то, как он видит личность гениального классика (лично я не могла оторваться от игры Миронова).

То, что «Достоевский» показан не идеальным, не отняло и доли уважения к нему. Наоборот, пробудило желание пообщаться с великим классиком лично: перечитать произведения Федора Михайловича.

Наверняка в фильме есть доля художественного вымысла. Однако, судя по интервью режиссера, он все же старался опираться на исторические факты. Пользовался и воспоминаниями близких людей писателя. Так, в постановке есть эпизод: 60-летний «Достоевский» вместе с молодым философом Соловьевым едут в Оптину Пустынь встретиться со святым старцем Амвросием. (Федора Михайловича волновали сложные метафизические вопросы, связанные с устройством мира).

Известно, что пребывание в святом месте сильно повлияло и на жизнь писателя и на его творчество. А святой Амвросий Оптинский, поразивший Достоевского своей внутренней духовной красотой, стал прообразом прекрасного, полного неземного величия инока Зосимы из «Братьев Карамазовых», отдавшего себя всего на служение человечеству (хотя литературный персонаж — это, конечно же, не святой старец Амвросий).

Кстати, "Братья Карамазовы», по замыслу писателя, должны были стать частью большого произведения под названием «История великого грешника». К сожалению, эту эпопею Федор Михайлович так и не успел дописать...

Сериал «Достоевский» вышел в эфир. Однако те, кто не смог посмотреть постановку, все же смогут ее оценить: телеканал «Россия» «выложил» фильм в Интернете на своем официальном сайте. Кроме того, руководство канала «Культура» намерено показать полную версию сериала в ноябре этого года, ко дню рождения Федора Михайловича.


Новости