Хабаровск православный
→
Журнал
→
Митрополит Игнатий: Крещение Господне – праздник, который не состарили две тысячи лет
Митрополит Игнатий: Крещение Господне – праздник, который не состарили две тысячи лет

18.01.2016
19 января православные христиане празднуют Крещение Господа нашего Иисуса Христа или Богоявление. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово.- Крещение Христово – событие двухтысячилетней давности, но эти две тысячи лет его не состарили, - поделился митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. - Наоборот, сделали живым, насущным и очень востребованным. В то древнее время жители древней Палестины шли на Иордан к Иоанну Предтече креститься «от него, исповедуя грехи свои» (Матф.3:6). Мы же, современники, живущие в тысячелетии третьем от Рождества Христова, принимаем свое крещение в храмах Божиих, в освященной воде, от рук священника. А в этом и через это – от Самого Христа.
Но Крещение – это еще и праздник. Великий Двунадесятый, то есть посвященный одному из двенадцати наиболее значимых событий Нового Завета, наиболее почитаемых. Он отражен в торжественном православном богослужении, по окончании которого совершается Великое освящение воды, так называемой Великой Агиасмы. Два раза в год – 18-го и 19-го января. Всего два раза в год.
Такова традиция, которая, однако, на этом не оканчивается. После богослужения все прихожане и гости крестным ходом отправляются на близлежащий водоем: реку, озеро, пруд. На Севере России, в Сибири и на Дальнем востоке крещение всегда сопровождают крепкие морозы. Такие крепкие, что водная поверхность покрывается толстым панцирем льда. И здесь таинство Великой Агиасмы совершается вновь, но уже над прорубью.
Что и как при этом происходит? Скажу. Кто был и участвовал, пусть вспомнит, а кто не был, пусть придет, посмотрит и решится.
Звучат праздничные церковные гимны, священник совершает тайносовершительную молитву. У всех стынут пальцы, мерзнет тело и ноги, и, когда крест погружается в темную, студеную воду, остается единственное желание: поскорее уйти, поскорее добраться до дома и в тепле укрыться. Но не тут-то было: священник берет церковную чашу и почерпает ею уже освященную воду. «Во Иордаааааане крещающуся Тебе, господи…», — удивительно звонко поет хор тропарь праздника. А в это время град блестящих, переливающихся капель-искр летит, падает на всех и вся – на снег, людей, их головы, плечи, лица.
Широкими, щедрыми жестами батюшка рассыпает новый и новый сверкающий каскад. И как-то незаметно, но весьма быстро исчезает… нет, не ощущение холода – страх перед ним. Уже не страшно видеть, как готовятся к погружению в освященную купель люди, как окунаются с возгласом: «Во имя Отца и Сына и святого Духа!» и выходят оттуда живыми и невредимыми. Уже не страшно совершить это самому.
Дыхание перехватывает, когда по деревянным ступенькам, кем-то заботливо устроенным, начинаешь спускаться в обжигающую воду. Здесь очень важно не медлить, не колебаться: решился – иди. Во имя Отца… Ух, обожгло! И Сына… А ничего, в общем-то! И Святого Духа… Здорово! Как здорово! Уже пора подниматься. Тот же снег, тот же лед, те же люди, но все и вся другое! Душе легко, телу свободно; кажется, каждая его клеточка открыта окружающему к воздуху и миру. Радость велия! Наверное, так чувствуют себя только что родившиеся дети. Новорожденные.
Этим и завершу мое краткое слово. А еще поздравлением с праздником, пожеланием любви и добра! И приглашением: приходите в православные храмы.