Хабаровск православный Журнал В воспитании все дело в том, кто воспитатель

В воспитании все дело в том, кто воспитатель

Шутова Юлия (Информационный отдел Хабаровской епархии)

04.10.2011

5 октября в нашей стране отмечают День учителя. Роль учителя в нашей жизни сложно переоценить: ведь это профессия, вбирающая в себя многовековой опыт лучших умов прошлых лет и современности, воплощенная в тех знаниях и умениях, которым эти прекрасные люди – педагоги – и пытаются нас научить.

Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они адаптируют к жизни наше будущее поколение. С рождения человек воспринимает
окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых, обладающих мудростью и авторитетом. И учитель призван удовлетворять стремление человека к знанию, а также максимально мотивировать его на этот путь. Не важно, чему вы будете учить, отчетливо запомнила я слова своего собственного педагога: физике, химии или живописи, нужно быть для своих учеников Учителем, именно так, с большой буквы. Учитель не тот, кто дает информативные знания о предмете или явлении, это тот, кто даст нам твердую основу, способную на «отлично» сдать самый важный экзамен в самой «главной» школе - школе жизни. Немецкий педагог, живший в середине 19 века, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Недавно, отвечая на вопросы зрителей одного из местных телеканалов, архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий упомянул, что нынешнее школьное образование, хоть и в большинстве своем ориентировано на «натаскивание» детей на сдачу экзаменационных тестов по ЕГЭ, еще сохранило те прекрасные традиции, когда учителя, только лишь по собственной инициативе, повинуясь внутреннему долгу и душевной потребности, вкладывают в учеников нечто большее, чем просто знания по предмету. Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Учитель в жизни человека, в его формировании, играет огромную роль. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность, содействует терпеливо и выносливо. Профессия учителя, безусловно, трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работать над собой, и воспитывать отзывчивость сердца. И тут мы вновь говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой-то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром на протяжении всей жизни.

В Евангелии Сам Христос часто называем Учителем, не потому, что Он только учил, а потому, что Сам - Источник и Носитель истинной духовности. Говоря о том, что слово Учитель выходит за рамки понимания его как обычной профессии, сегодняшний праздник с уверенностью можно отнести к каждому человеку, которого мы можем назвать учителем, иными словами к каждому, кто приносит в нашу жизнь частичку знания. Как сказал Дмитрий Иванович Писарев, русский публицист и литературный критик: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».


Новости