Хабаровск православный Журнал В преддверии великого христианского праздника – Крещения Господня

В преддверии великого христианского праздника – Крещения Господня

Иеромонах Ефрем (Просянок)

15.01.2009

Подошли к концу святые Рождественские дни – святки – и мы стоим в преддверии великого христианского праздника – Крещения Господня. Он называется также Богоявлением и Просвещением.

Богоявлением – потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия; Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог – это вечный свет, просвещающий мир.

Накануне прихода Иисуса Христа человечество переживало полное моральное истощение. Языческий мир погряз в пороках, низойдя в самую глубину нечестия. Реки беззакония разлились по всей земле. Люди служили дьяволу, забыв и оставив своего Творца. Сам воздух был осквернен дымом идольских жертв, курившийся повсюду. Но восставить себя из глубины нравственного падения человечество было бессильно. Исцелить этот больной, измученный фантазиями мир предстояло Своей проповедью, смертью и воскресеньем Спасителю. Об имеющем прийти Искупителе время от времени давались пророчества и обетования избранному народу. Ждали Его прихода все жители Востока. Их взоры были обращены на Иудею, откуда ожидали Царя, имеющего овладеть вселенной.

Но напряженнее всех ожидали Мессию иудеи. И потому, когда последний иудейский пророк Иоанн Предтеча призвал ожидающих Спасителя, очиститься в водах Иордана, к нему потекли десятки тысяч.

Едва ли не последним пришел креститься к Иоанну Сам Христос и не сразу был узнан Предтечей. Подобно всем жителям Иудеи, Иоанн ждал Мессию в несколько ином облике — величественном, царском. Но с первых же мгновений пророк распознал, что пришелец неизмеримо превосходит его. «Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14) — в каждом слове Иоанна сквозит удивление. Но Иисус ответил ему, что так надлежит совершиться правде. А правда заключалась в том, чтобы Христос явился в мир не повелевать, а служить. Так, в рабском виде, начал Он служение, в рабском виде был и казнен.

Не очиститься сошел в воду Спаситель, а очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн, пока наконец великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно. Отверзлись небеса, и увидел пророк Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17)

Так началось служение Спасителя. Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными.

И что же теперь? Каждый желающий очиститься от греховной скверны принимает Таинство Крещения и, работая в дальнейшем над собой, восходит «от силы в силу», приближаясь к Богу. Жизнь, во всем ее многообразии, таит много неожиданностей и испытаний, но человек, живущий на земле с Богом, проходит временный путь успешно и обязательно удостаивается вечности.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «1-м Краевом телевидении». 17 января 2009 г.

 


Церковь, Богословие