Хабаровск православный Журнал Страшный Суд – время, в которое решится окончательная участь каждого человека

Страшный Суд – время, в которое решится окончательная участь каждого человека

Иеромонах Ефрем (Просянок)

19.02.2009

Мы приближаемся все ближе и ближе к Великому посту – особенному периоду в жизни каждого христианина, времени благоприятному, времени покаянному, радостному. Недаром ведь церковные песнопения называют этот пост – весна духовная. А к чему-то важному человеку свойственно внимательно готовиться. И Святая Церковь постепенно подготавливает нас к вступлению на поприще поста, предлагая особые Евангельские чтения за воскресной литургией. В воскресенье, которое называется Неделя о Страшном Суде, во всех церквах напоминается о конце земного бытия человечества.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других». Так, по Слову Божию, все люди предстанут перед Господом в день Его последнего Суда. Бог, Который некогда создал жизнь, в конце времен воскресит, восставит из праха и тления все человечество от дней Адама до последних дней. И настанет тогда Страшный Господень Суд – Суд, на котором решится окончательная участь каждого человека – соответственно тому, что творил он, живя в своем теле. Думаем ли мы об этом или не думаем, готовимся к этой встрече или нет, но все мы при кончине мира должны будем дать ответ Праведному Судье за свою земную жизнь. И одни из нас будут названы «благословенными», которые наследуют Царство Небесное, а другие «проклятыми», идущими в муку вечную. И почему же так неодинакова будет участь людей: вечная радость и вечная мука?

Святой апостол Павел на это отвечает просто: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). Каждый из нас сам себе готовит участь. И будущие муки, и будущая радость будут для нас плодом той жизни, которой мы живем. Нас не спасет строгое соблюдение форм жизни, нас не спасет благочестие, – то благочестие, которое можно поставить в кавычки, не спасет молитва, если мы молимся недостойно. На Страшном суде, как следует из Евангелия, Господь ничего не спросит нас о том, как мы внешне старались угодить Ему. Он спросит нас: были вы человечны – или не были? Когда вы видели голодного, обернулись ли вы к нему сердцем сострадающим, дали ли ему еду? Когда вы видели бездомного, подумали ли вы о том, как обеспечить ему крышу, немножко тепла, немножко защищенности? Когда нам сказали, что кто-то, может быть, знакомый нам, опозорил себя и попал в тюрьму, преодолели ли мы стыд, что мы – его (или ее) друг, навестили ли заключенного? Когда мы видели кого-то, кому могли дать свой излишек, лишнее пальто, лишний предмет, который имели - повернулись ли мы и дали ли его? Наконец, протянули ли руку помощи коллеге, однокурснику, соседу или совсем незнакомому человеку, который нуждался в нашем добром отношении к нему. И это – всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном Суде.

Суд называется Страшным потому, что на нем обнажатся все наши дела, все наши помышления, слова и глубинные желания сердца. Все, что мы делали тайно, станет явным, то, что совершалось наедине, откроется перед всем миром, что творилось в тайниках нашего сердца, станет открытым и обнаженным. И когда мы увидим свои собственные грехи во всей наготе, безобразии и гнусности, тогда мы готовы будем воскликнуть: «Горы, падите на нас и скройте нас от этого позора!»

Сегодня, пока мы еще находимся в этом земном мире, каждая мысль, слово или дело – это семена, которые мы бросаем в глубь своего сердца, как во вспаханную землю. А в вечности из этих семян произрастут или прекрасные, благоухающие цветы, или колючие, ядовитые растения.

Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз Сам Бог призывал нас ко спасению, наказывал, миловал нас, и как упорно мы сопротивлялись Ему и стремились к греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.

Грех, попадая в человеческое сердце, сразу налагает свою печать на все стороны деятельности человека. Именно поэтому в подготовительное время к Великому посту, когда христианин через воздержание будет особым образом упражняться в очищении своей души, Церковь установила евангельское чтение о Страшном Суде. Добрыми делами, благотворительностью, милосердием мы не даем греху укорениться в нас и помогаем себе и ближнему приблизиться к конечной цели нашего существования – спасению от проклятия в вечности.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «1-м Краевом телевидении». 22 февраля 2009 г.

 


Церковь, Богословие