Хабаровск православный Журнал Притча о блудном сыне - Евангелие таин и поучений

Притча о блудном сыне - Евангелие таин и поучений

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

11.02.2012

В подготовительное перед Великим постом время Церковь вспоминает особо значимые события. «Евангелие таин и поучений», - так назвал притчу о блудном сыне святитель Николай (Велимирович). Эта притча - пример Божественной любви, терпения и всепрощения, которая и через два тысячелетия каждому человеку напоминает об Отчем доме.

Как и все евангельские сюжеты, притча о блудном сыне иносказательна и наполнена глубоким духовным смыслом. Святые отцы сравнивают блудного сына с человеком грешником, горделивые замыслы о лучшей жизни которого, приводят к ничтожному существованию. Он пренебрегает заботой любящего отца, уходит на чужбину в поисках лучшей жизни.

Отец - это Господь Бог, который наделил нас не только душой телом и разумом, но и все, что мы имеем в жизни - Его. И безумие искать счастья, «освободившись» от Отца. В отступлении от Бога человек становится рабом своих страстей. Так и в притче: наследник, расточив имение, стал слугою, он занимался презреннейшим по тем временам родом деятельности пас свиней. Как пишет святитель Николай (Велимирович): «Под свиньями, в более глубоком смысле, подразумеваются бесы, жители царства диавольского. Ибо бесы - суть носители всякой нечистоты, а свинья явственный символ нечистоты. Как свиньи роются в земле, так бесы роются в человеке, пока не найдут в нем душевной нечистоты себе в пищу».

Придя в себя, сын вспоминает, что в доме родного отца даже слуги живут лучше, чем он. Святые отцы пишут, что только вне себя можно творить зло, блуждая чувствами и отдалившись от Бога, мы покидаем Царство Божие, которое уже есть внутри нас. Без тени упрека принимает сына отец. Опережая признание, родитель обнимает, целует и одевает в лучшие одежды заблудившегося ребенка. Такова родительская любовь. Любовь радость, терпение и прошение. Божественная Любовь - это полнота всепрощения.

Лучшая одежда символизирует богатство и красоту духовных даров, святость и чистоту. «Сия одежда есть Сам Христос; потому она и называется лучшею. И апостол говорит: все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27)… Новая одежда души представляет собою нового человека, покаявшегося, возрожденного, прощенного и принятого Богом», - продолжает святитель.

Как явно перекликается Евангельская притча с современной действительностью. В поисках лучшей жизни люди покидают родные места и переезжают в красивые страны и города, ища славы и чести на чужой стороне. Дети пренебрегают заботой родителей и расточают свои таланты. Да и последнее столетие нашей истории можно сравнить с уходом и возвращением блудного сына. Но самое главное «таинство» происходит в сердце человека, и Господь сердцеведец всегда стоит и стучит у дверей нашего сердца и ждет нашего доброго помысла и чуткого взгляда в сторону Отца.


Над Евангелием