Хабаровск православный Журнал Пост — это подвиг милосердия и любви

Пост — это подвиг милосердия и любви

Дваркин Алексей

02.03.2009

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Лк. 18:10–14)

Если спросить себя и других о том, а к чему мы стремимся, то в конечном итоге все мы сойдемся во мнении, что человек стремится и к благу или если угодно, к счастью. Встает вопрос о том, а как же это благо достигается? Христианство говорит нам о том, что для достижения этой цели необходимо измениться по образу самого Христа. Это сложно. И поэтому Церковью, для достижения этой цели, даются вспомоществующие средства. Их много: это и таинства, и традиции различных богослужений, и как одно из них – пост.
Но пост это средство особое. Пост призван показать нам себя такими, какие мы есть на самом деле. Христианство говорит нам о том, что человек в его теперешнем состоянии, то есть мы все – не нормален. Не нормален в том смысле, что не таким задумывался Богом и не таким должен был быть. Со времён Адама и Евы, с момента грехопадения, каждый от рождения заражён грехом и дух, душа и тело каждого человека разделились и воюют друг с другом. И самое страшное то, что мы в себе этой ненормальности не видим. Есть замечательное высказывание Ефрема Сирина, подтверждаемое всеми отцами и учителями Церкви: «Первым признаком здравия души, является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Вот как нам увидеть себя без тех убийственных розовых очков, которые мы практически никогда не снимаем? Именно эту возможность нам и дает пост. В первую очередь, конечно, телесный. Одна японская мудрость гласит: «Когда человек голоден – он становится злым», а чеховская Каштанка знала, что «… когда думаешь о еде, на душе становится легче». И мы знаем о том, что на сытый желудок гораздо легче быть добродушным и человеколюбивым. А вот посмотри человек на себя, когда твоему телу чего-то не хватает. Правда ведь, после этого можно усомниться в том, действительно ли ты любишь окружающих тебя? Действительно ли можешь не раздражаться?
Смысл поста телесного, таким образом, и сочетается с внутренним, что одна из главнейших его целей – не борьба со своими страстями, как считают многие, а возможность увидеть себя таким, какой ты есть. Побороть ни одну, даже самую маленькую страстишку мы сами по себе не сможем. Об этом необходимо просить Бога, и с Его помощью излечивать их. Но прежде чем просить, необходимо увидеть, с чем же мне необходимо бороться. Вот пост нам и показывает, кто мы есть и над чем нам необходимо плакать и о чем просить Бога.

 

Хотя зачастую как раз это и не ставится во главу угла. Чаще всего люди ставят себе задачей именно продержаться в период поста без чего-либо. Видимо перенося в духовную жизнь закон сохранения массы и энергии. Думая о том, что если они добровольно от чего-то откажутся, то Господь им обязательно за это воздаст. Такое своеобразное ожидание платы от Бога за проделанную работу. И часто же ждут воздаяния именно земного, того, которое можно увидеть. Например, я от мяса откажусь, а Господь сделает так, что у меня дети болеть не будут. Я же праведный образ жизни веду, я же пощусь. Я… И вот этому «Я» ничего, естественно, Бог не дает, и вряд ли даст.
Забываем о том, что пост это средство, а не цель. Цель же в исполнении заповедей, и состоят они совсем в другом! Не важно вездесущему и всемогущему Творцу, чем ты питаешься. Важно твое отношение к Нему и к окружающим тебя людям. Какой смысл в посте, если я ем пескарика и при этом съедаю поедом своего соседа?
Важнейшей частью поста является внимание к своему внутреннему миру. К тем подводным течениям, возникающим в моей душе. Что меня раздражает? Что меня озлобляет? Если нет такого внимания и здравой оценки своих чувств – бесплоден пост.
Христианство и говорит нам – следи, человек, за собою, видь что именно в тебе плохо и плачь ко Господу об этом.
Необходимо помнить о том, что главной задачей христианина и постящегося и не постящегося, является несение любви в мир. Нет этой любви – хоть умри с голоду, толку от этого не будет ни тебе, ни окружающим. И поэтому руководствоваться в посте необходимо не буквой церковного устава, а своими индивидуальными возможностями. Видь человек, чего стоят все твои усилия и что ты, без Бога на самом деле можешь – ничего. Видь себя таким, каков ты есть на самом деле, и рыдай и припадай к Божьему милосердию. И проси Господа избавить тебя не от желания молочка попить, а от той злобы, что в тебе возникает при отсутствии этого молока. Пост — это подвиг милосердия и любви. Святой Иоанн Златоуст в одной из своих бесед на Святую четыредесятницу о посте писал: «Что пользы, когда мы проводим пост без добрых Дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыредесятницу», — ты скажи: «Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее… »

Источник: интернет-сайт Камчатской епархии


Церковь, Богословие