Хабаровск православный Журнал Портал «Православие на Дальнем Востоке»

Портал «Православие на Дальнем Востоке»

Игумен Петр (Еремеев)

15.11.2006

- Отец Петр, с какой целью был создан портал «Православие на Дальнем Востоке»?

- Сегодня открываются широкие возможности для возрождения и развития православной миссии на Дальнем Востоке. Уже второй год в Хабаровске действует духовная семинария, открытая по решению Священного Синода с целью активизации миссионерской деятельности в регионе. Та большая деятельность, которая ведется в дальневосточных епархиях и самой семинарией, нуждается в широком освещении для того, чтобы быть доступной и понятной всем, кто интересуется современной жизнью Церкви на Дальнем Востоке.

С этой целью мы и создали наш информационно-аналитический портал.

- Каковы главные направления работы вашего ресурса?

- Первоочередной нашей задачей я вижу создание полноценной ленты новостей православной жизни в регионе. Сегодня новости преимущественно формируются на основании мониторинга прессы, но с течением времени мы планируем создать редакцию новостей, у которой будут корреспонденты в крупных церковных центрах региона. Подготовка и публикация аналитических материалов также является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Аналитика на портале размещается в еженедельно обновляемой главной теме, а также в разделах Интернет-журнала.

Раздел «Церковь» по-своему уникален, поскольку представляет собой единственную в своем роде базу данных православных епархий и приходов российского и зарубежного Дальнего Востока. Разделы «Православие» и «Обучение» содержат материалы образовательно-катихизаторского характера. Раздел «Конференция» уже стал местом проведения Интернет-дискуссии по различным актуальным проблемам церковной жизни в Дальневосточном регионе.

-Кто сегодня работает над порталом?

- Редакция портала – это несколько инициативных преподавателей и студентов Хабаровской семинарии. В работе по информационному наполнению портала также принимает участие Дальневосточный центр при Московской духовной академии.

Говоря о перспективе, хочу поделиться своими планами и надеждой на создание на базе портала группы квалифицированных экспертов и аналитиков. Здесь планируется работа по двум направлениям. Во-первых, сотрудничество со специалистами, которые уже занимаются церковно-общественной проблематикой Дальневосточного региона. Во-вторых, это будет следующим шагом, подготовка своих собственных специалистов со знанием языков и культур народов Дальнего Востока. Большое значение в этом смысле имеет открытие духовной семинарии в Хабаровске.

- Какая роль в церковном возрождении на Дальнем Востоке отводится  Хабаровской духовной  семинарии?

- Без пастырей не может быть церковного возрождения, это очевидно. Также очевидно и то, что перспективы церковного возрождения напрямую зависят от уровня подготовки священнослужителя. Поэтому роль нашей семинарии объективно очень важна. И эта роль, я уверен, будет со временем возрастать.

Семинария призвана стать не только центром развития духовного образования в регионе, но и связующим звеном между Церковью и светской наукой и образованием на Дальнем Востоке, основой для развития теологического образования в вузах. Эта сторона деятельности также освещается на нашем портале.

Особое место занимают планы развития миссионерской работы, особенно среди китайцев проживающих на Дальнем Востоке. Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк поставил перед нами задачу разработать образовательные программы по православной культуре для иммигрантов.

- Судя по публикациям на портале и, особенно, на страницах Интернет-конференции, открытой на Вашем ресурсе, Китай вызывает у публики несравнимо больший интерес, чем остальные дальневосточные страны. Между тем, в этой стране существуют объективные проблемы с точки зрения возрождения православия…

- Я бы в данном случае сделал акцент на том, что этот вопрос недостаточно изучен, и именно поэтому вызывает такой интерес в научных и церковных кругах.

Для возрождения Православной Церкви в Китае нам сегодня мало знать только историю вопроса, которая, безусловно, вызывает гордость и уважение. Нам необходимо адекватно представлять реалии сегодняшнего дня, правильно оценивать тенденции социальных, экономических и политических процессов в этой великой стране. К сожалению, многие из тех, кто сегодня пытается своими силами возрождать православие в Китае, оказывают этому делу «медвежью услугу». В этом смысле недопустимы конспиративные, подпольные методы возрождения церковной жизни, которыми пользуются некоторые священнослужители из России, приезжающие в Поднебесную.

Китай – это великая мировая держава, правительство которой, безусловно, внимательно следит за развитием религиозной ситуации в стране. Именно поэтому возобновление православной миссии в этой стране возможно только на легальной основе при соблюдении всех существующих в данной сфере конституционных норм. Любая самодеятельность в данном вопросе приводит к обострению ситуации и формирует негативный образ православия у китайских властей. Достаточно привести пример последних лет, когда достаточно хрупкое, создававшееся десятилетиями, равновесие в Харбине было разрушено неосторожными действиями клирика одной из уральских епархий, который, наездами бывая в Китае, не всегда сообразует свою религиозно-миссионерскую деятельность с действующим китайским законодательством. В результате этого взаимоотношения приграничных епархий Русской Церкви с православными верующими в Китае поставлены под угрозу. Также это вызвало некоторые нестроения и в православной среде г. Харбина.

- Какими Вы видите условия возрождения православия в Китае?

- Боюсь быть недостаточно объективным, поскольку занимаюсь вплотную этой темой чуть более года. Но для меня очевидно, что необходимо четко распределить зоны ответственности между всеми, кто в настоящее время стремиться работать на возрождение православия в Китае. Причем это необходимо сделать в рамках единого церковного органа.

Сегодня де-юре, органом, координирующим деятельность Церкви в Китае, является Отдел внешних церковных связей. Управляющим делами Китайской Автономной Православной Церкви является председатель Отдела митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Де-факто китайская тема стала полюсом притяжения для многочисленных и в большинстве случаев благонамеренных энтузиастов, которые действуют, не сообразуя свои инициативы с политикой Отдела. О результатах такой деятельности я уже сказал.

Кстати, на прошедшей недавно в Хабаровске международной конференции «Христианство на Дальнем Востоке» неоднократно звучала мысль о необходимости создания экспертного совета по вопросам православной миссии в Китае, который должен объединить всех, кто профессионально занимается данной проблематикой. Такой орган мог бы осуществлять информационно-аналитическую и экспертно-консультативную деятельность.

Для меня совершенно очевидна своевременность этого предложения. Создание такого экспертного совета при управляющем делами Китайской Автономной Православной Церкви митрополите Кирилле позволит продолжить уже начатую работу в более системном и планомерном формате.

-  Концепция  портала «Православие на Дальнем Востоке» как-то сообразуется с этой идеей?

- Мы надеемся, конечно, что портал поможет делу объединения специалистов и энтузиастов дела церковного возрождения на Дальнем Востоке, но наша роль в этом процессе пока достаточно скромна.  Хотя у нас уже публикуются такие авторы, как д-р протоиерей Петр Иванов; д-р Ю.М. Галенович; протоиерей Дионисий Поздняев; иеромонах Серафим (Петровский) и многие другие.

Важно то, что портал действует по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, который является предстоятелем Китайской Автономной Православной Церкви, и находит поддержку у архиереев Дальнего Востока. Это определяет перспективы развития нашего ресурса в строго церковном русле и дает возможность развивать свою деятельность с учетом реалий региона.

Сегодня мы ищем пути к эффективному сотрудничеству с пресс-службами епархий и приходов Дальнего Востока, вообще с медийщиками нашего региона. Развитие нашего портала мы напрямую связываем с расширением круга авторов.


Общество