Хабаровск православный Журнал Митрополит Артемий:«Если те дела, которые останутся после меня, будут полезны людям, это и будет моей самой большой радостью»

Митрополит Артемий:«Если те дела, которые останутся после меня, будут полезны людям, это и будет моей самой большой радостью»

Епархиальная газета "Образ и подобие"

02.03.2019

28 декабря 2018 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви митрополитом Хабаровским и Приамурским был избран архиепископ Петропавловский и Камчатский и Артемий.

3 января 2019 года Святейшим Патриархом  Московским  и всея Руси Кириллом  владыка Артемий возведен в сан митрополита, а 5 января прибыл в Хабаровск на свою новую кафедру.

Как офицер стал митрополитом,  какие книги следует читать, и в чем заключается радость архипастыря? Об этом  мы поговорили с митрополитом Хабаровским и Приамурским Артемием.

- Владыка, Вы родились на Украине, носите украинскую фамилию. Куда уходит корнями Ваш род?

- В моей родословной, как у большинства людей, проживающих на территории России, исторически мирно слились несколько народов. Отец у меня - украинец из Полтавы, а мама - русская из Курской области. Во мне равномерно слились русская и украинская кровь. И, как меня нельзя разорвать, так и нельзя разорвать веками сросшиеся родственные, культурные, исторические и социальные отношения между нашими братскими народами - Россией и Украиной.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве. Чему Вы научились от родителей? Кем Вы мечтали стать? Какие Ваши самые яркие духовные впечатления детства?

- Я рос как среднестатистический ребенок советского периода. Мои родители с раннего возраста прививали мне любовь к труду. Отец научил меня практически всем рукоделиям, которыми должен владеть любой мужчина: плотническому, столярному, слесарному и, даже, сварочному. А мать привила любовь к чистоте и порядку.

Родители мои - из крестьянских семей. Они приехали в Днепродзержинск отстраивать заводы после разрушительных военных лет. Своего угла у молодой семьи не было, и я родился в женском общежитии. Потом родителям дали комнату в коммуналке. Сегодня это кажется чем-то вопиющим, но я помню, что жили мы с соседями нормально, дружили, взрослые приглядывали за детьми.

В поисках лучшей жизни семья переехала в Запорожье, где отец работал на строительстве ДнепроГЭС-2. Там я окончил школу. И будущую профессию военного выбрал без особых колебаний, окончил Ленинградское высшее военное училище военных сообщений (ныне Санкт-Петербургский военно-транспортный университет) и был направлен для прохождения службы в Алма-Ату.

А вот первую молитву я познал от бабушек. Долго я хранил ее в глубокой тайне своей детской души, а, когда пришло время, то это уже и проявилось в моей повседневной деятельности.

- Ваши  родители не были верующими?

- Родители были обычными советскими людьми, честно жили и трудились.Мама на Пасху – я всегда ждал этого дня - обязательно пекла вкусные куличи, и это была теплая семейная традиция. В доме не было ни икон, ни молитв, но и воинствующего атеизма тоже не было.

А вот бабушка, помню, была верующей. И дедушка говорил: «Саша, всегда помни о Боге». Я тогда не очень понимал, что это означает…

- Владыка, а чем был обусловлен выбор профессии военного после школы?

- Наверное, тем, что нас, детей советского периода, воспитывали на основах патриотизма и любви к Родине. И защита Отечества всегда была для нас священным долгом. Привитие этих чувств шло с самого глубокого детства. Даже игры, например, «Зарница», приучали к умению воевать и защищать свою Родину.

Общение с людьми, знакомыми и друзьями нашей семьи, прошедшими путь военного человека,определило и сформировало мое желание носить форму и служить Родине.

- Расскажите о Вашей военной службе в Казахстане. Что она Вам дала и чем запомнилась?

- В Казахстане я попал в город Алматы в звании офицера, прослужил там 12 лет и дослужился от лейтенанта до капитана. Приобрел много друзей, с которыми до сих пор общаюсь, и с которыми у нас хорошие, добрые отношения. Армия воспитала во мне такие качества, как понимание долга, самоорганизованность, дисциплина - как внутренняя, так и внешняя. Поэтому в дальнейшем переход в монастырскую жизнь для меня был достаточно легким. И в армии, и в монастыре жизнь регламентируется уставом, и все основывается на послушании, или как в армии - на подчинении старшему офицеру.

- Какая дорога привела вас к храму?

- Меня всегда волновали вопросы о смысле бытия, о предназначении человека. Много читал, искал, но не находил ответов. В Алма-Ате у нас сложился круг друзей-единомышленников, и мы, по сути, занимались поисками Бога.

Однажды я зашел в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Зашел и сразу почувствовал сердцем, что это мое, родное. И ничего не надо больше искать… Тишина, службы не было. Сидит батюшка,беседует с девушкой… Я час стоял и слушал. И получил ответы на свои вопросы.

Потом священник завел меня в храм, который возродили еще в советское время с большой любовью.Это был кусочек рая на земле… И все мои метания куда-то ушли.

- Вам было уже 30 лет, а на дворе было трудное время, переломное…

- Да, шел 1992 год, рушился Советский Союз, армия начала делиться. Я уволился и остался при храме простым послушником – помогал, ремонтировал. А потом в Алма-Ате был заложен новый храм в честь Рождества Христова. Мы, молодежь, с энтузиазмом  участвовали в строительстве, поднимали приходы, дневали и ночевали, домой не уходили. И это было удивительное и прекрасное время! Сейчас много материальных удобств предлагает мир, тогда их в помине не было. А мы хотели гораздо большего. И, когда пришли к вере, то много сил положили, чтобы возрождать Православие.

В 1995 году по приглашению архимандрита Никона, ныне митрополита Астраханского и Камызякского, я стал послушником Николо-Шартомского мужского монастыря в Ивановской области. Как человек военный, я легко вписался в монастырскую систему и вскоре принял монашеский постриг с именем Артемий. А затем получил благословление ехать возрождать монастырь в Новосибирскую епархию, где началось мое становление как пастыря.

- Была ли в Вашей жизни главная встреча, которая определила Ваш жизненный путь?

- Моя главная встреча - это встреча с моим духовником архимандритом Наумом (Байбородиным), с первых слов которого те колебания и сомнения, которые были в моей душе, были полностью развеяны. С тех пор я стараюсь всегда придерживаться благословения и советов старца. И благодарен, что Господь послал мне эту чудесную встречу. В прошлом году батюшка отошел ко Господу, но и после этого мы, его духовные чада, ощущаем его молитвенную помощь.

- Вы наречены в честь праведного отрока Артемия Веркольского. Почему именно этот святой стал Вашим небесным покровителем?

- Я полностью доверился в выборе имени наместнику монастыря и духовнику. Этот выбор - их выбор. Как ребенок рождается и по рождению не участвует в выборе своего имени, за него принимают решение родители, так и в монашестве более правильно доверяться духовнику и наместнику.

- Владыка, почти 15 лет Вы несли служение в Новосибирской епархии, занимались миссионерством, строительством, были наместником монастыря.  Более семи лет стояли во главе Камчатской епархии, где много было создано Вашими трудами: возведены новые храмы, построен духовно-просветительский центр, активно развивалась  епархиальная жизнь.

И вот, 28 декабря 2018 года,  решением Священного Синода  Вы избраны митрополитом Хабаровским и Приамурским, какие приоритетные направления  выбраны  в служении на Хабаровской земле?

- У Церкви один приоритет  - это спасение душ человеческих. Во всех направлениях нашей работы мы будем преследовать эту цель, стараться, чтобы каждый  человек, не зависимо от своего положения  в обществе,заботился о спасении своей души.

Я буду стараться быть добрым  и  заботливым пастырем, созидать Русскую Православную Церковь на Хабаровской земле.

У каждого руководителя свои планы и свой стиль работы. Каждый человек индивидуален и раскрывает свои таланты в разных сферах по-разному. К моему приходу на Хабаровскую кафедру в епархии был проделан колоссальный труд: возведены величественные соборы, храмы, создана Хабаровская духовная семинария. Меня поразил своей красотой, обустроенностью и, конечно, духовной жизнью Петропавловский женский монастырь. На территории Хабаровского края ведется активная  епархиальная жизнь. Все  направления в работе мы будем поддерживать и развивать. В планах: создание мужской монашеской общины при хабаровском храме святителя Иннокентия Иркутского, чтобы укрепить монашескую жизнь на территории Хабаровского края. Также в планах строительство духовно-просветительского центра, православных гимназий и детского  сада.

- Владыка, как удается Церкви материально осилить такие  масштабные строительства, реализовывать такие грандиозные проекты?

- Секрет в том, что сегодня все больше людей поворачиваются к Церкви. Мы – не коммерческая организация, у нас нет торговли и доходов, есть только жертва и жертвователи. Храмы надо и строить, и содержать: на это жертвуют и простые прихожане, и люди состоятельные. Как правило, они делают это не ради рекламы, не ставят никаких условий и остаются  незамеченными. Везде есть такие люди: были они и Новосибирске, и на Камчатке. Верю, что таковые есть и в Хабаровске! Мой духовный учитель говорил: когда нет денег - мы молимся. А когда есть средства – мы строим. И никогда не бездельничаем.

- Владыка, в чем Ваша самая большая радость?

- Если те дела, которые останутся после меня, будут полезны людям, это и будет моей самой большой радостью.

- К какой книге или автору Вы возвращаетесь чаще всего?

- В мире очень много достойных писателей и произведений, написанных ими, но я считаю, что книга, к которой должен чаще всего возвращаться христианин - это Евангелие. Это Книга всех книг, с которой я никогда не разлучаюсь. Ведь каждый поступок человека должен согласовываться с евангельской истиной.

Подготовила Юлия Алексеева



Митрополит, Новости