Хабаровск православный Журнал Итоговый документ Девятых Дальневосточных образовательных чтений,

Итоговый документ Девятых Дальневосточных образовательных чтений,

26.06.2009

По благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, 18 - 22 мая 2009 года во Владивостоке состоялся Всероссийский форум «Девятые Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия». Чтения были организованы Представительством Президента в Дальневосточном федеральном округе, Администрацией Приморского края, Владивостокской епархией Русской Православной Церкви, Дальневосточным государственным университетом, Дальневосточным государственным техническим университетом, Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования и Приморским государственным объединенным музеем им. Арсеньева, Администрацией г. Владивостока.

В работе Форума участвовало духовенство Дальневосточных епархий, представители администраций Дальневосточных субъектов федераций, члены законодательных собраний, работники учреждений образования, преподаватели и ученые, военные и врачи, предприниматели и представители общественных организаций, студенты и школьники. Всего, с учетом территориальных научно-практических конференций, участие в IХ Дальневосточных образовательных чтениях приняло около 3000 человек.

Как и в прошлые годы, Чтения были посвящены раскрытию значения духовно-нравственной составляющей образования и духовного опыта Православия в деле возрождения и преображения жизни российского общества, развития культуры, образования, воспитания подрастающего поколения, поиску новых путей плодотворного межкультурного взаимодействия.

В рамках Форума прошли конференции, круглые столы, семинары, были организованы мастер-классы ведущих специалистов и ученых России. В центре внимания участников были следующие проблемы:

• содержание общего среднего и дополнительного образования в свете задачи духовно-нравственного возрождения России;

• пути возрождения смысла и ценности семьи;

• связь православного духовного опыта, религиозного самоопределения и патриотического воспитания молодежи;

• изучение истории и культуры православия;

• образ русской культуры в восприятии иностранной аудитории;

• обобщение опыта социального служения Церкви;

• формы и методы противодействия деструктивным влияниям на сознание молодежи;

• содействие развитию церковного пения на территории Приморского края;

• место Тихоокеанской России в метакультурном диалоге стран АТР.

Участники Форума признают, что мировая тенденция формирования общества, основанного на знаниях, выдвигает образование в качестве ключевого процесса всей общественной жизни. Сегодня ни одно государство не может обеспечить консолидацию своих граждан и свою безопасность вне духовно-нравственной составляющей национальной системы образования и просвещения. В этом контексте естественный путь для России состоит в том, чтобы основывать духовно-нравственное образование своих граждан и, прежде всего, молодежи, на жизнеутверждающих ценностях православной культуры. Духовный потенциал православия, как обращенного к личностному плану бытия, при грамотном подходе способен не только консолидировать общество, но обладает мощным ресурсом налаживания межкультурного (метакультурного) диалога, что особенно важно для многонациональной и многоконфессиональной России. Для Дальнего Востока России (Тихоокеанской России) опора на духовные ценности Православия имеет особую важность в условиях формирования новой зоны межцивилизационного взаимодействия, которой является АТР.

С учетом всего вышесказанного Участники Форума считают важным подчеркнуть следующее:

Государство, общественность, педагоги и родители должны уделять содержанию образования в школе и вузе первостепенное внимание, поскольку полноценное образование невозможно без качественного воспитания. Новые федеральные стандарты государственного образования (ФГОС), которые должны вступить в силу с сентября 2009 года, и которые сегодня спешно дорабатываются Российской академией образования, уделяют проблеме воспитания значительную роль. Участники чтений поддерживают это направление ФГОС, с удовлетворением отмечают наличие в стандартах Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (Концепция ДНВ), считают ее текст удовлетворительным, хотя и требующим более четкой расстановки некоторых акцентов, касающихся места и роли православной культуры в системе образования. Участники чтений считают необходимым быстрейшее утверждение новых стандартов, как адекватно соответствующих современному состоянию образования в РФ и дающих возможность его развития в должном направлении. Стандарты требуют небольшой доработки по взаимоувязке отдельных частей, что, видимо, представляет проблему просто в силу большого объема документов и количества разработчиков. Участники чтений поручают сформулировать предложения по увязке текстов непосредственно стандарта и Концепции ДНВ отделу религиозного образования Владивостокской епархии и Лаборатории основ православной культуры ПИППКРО и направить их в соответствующий экспертный совет.

В связи с принятием новых стандартов работа по созданию в школах края системы воспитания, базирующейся на традиционных российских ценностях, соответствующая требованиям Концепции ДНВ представляется приоритетной. Участники чтений с удовлетворением восприняли сообщение о разработке силами ряда подразделений ПИППКРО новых курсов повышения квалификации «Система воспитания на основе традиционной российской культуры».

Православная миссия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе может быть плодотворной только при условии воцерковления самого русского народа, приобщения верующих ко всей полноте православного Предания, вдумчивого отношения их к святоотеческому наследию. Исторические потрясения XX в., затронувшие и судьбы Русской Православной Церкви, не могли не отразиться на массовом веросознании, полноте и качестве восприятия духовной традиции. В этом контексте особое значение приобретает всемерное развитие духовного образования и религиозного просвещения во всех его формах - от приходских воскресных школ до университетских факультетов теологии. Участники Чтений отмечают необходимость дальнейшего развития научно-богословских исследований в образовательном пространстве Дальнего Востока и максимально широкого распространения знаний о православном вероучении, истории и культуре Православия как среди уже пришедших в Церковь людей, так и среди тех, кто еще находится в духовном поиске. Перспективными направлениями работы здесь представляются регулярные научно-теологические конференции, которые могут стать площадкой для диалога представителей богословия и светской гуманитарной науки. Необходимо также всемерно поддерживать и распространять практику проведения молодежных научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов, которые могли бы способствовать проявлению возможностей участия молодежи в миссионерском, просветительском, социальном служении Церкви, воспитанию у нее чувства ответственности за судьбы страны. В контексте вышеперечисленных задач духовного образования и повышения религиоведческой культуры населения заслуживает одобрения опыт научно-исследовательской, просветительской и организационно-методической деятельности кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета, которая в этом году отмечает 10-летие со дня образования.

Секция «Религиозное образование, миссионерская деятельность и катехизация на приходе» еще раз поставила острую проблему недостаточной подготовки ко крещению и необходимости возвращения приходской практики к нормальным формам оглашения желающих принять Таинство св. Крещения (стать крестными родителями). Участники чтений одобряют и поддерживают опыт огласительной школы г. Владивостока, предлагают распространить его на все храмы г. Владивостока и, по-возможности, начать применять на приходах Приморского края. Те, кто крестит без оглашения, ведут разрушительную работу. Они своим нерадением наносят сильный вред Церкви, ее будущему.

Участники выразили необходимость в координации деятельности воскресных школ Владивостокской епархии, в частности, в области методического обеспечения, создания общеепархиальной учебной программы и обращаются к руководителю отдела религиозного образования Владивостокской епархии найти возможность подобрать и трудоустроить сотрудника, который взял бы на себя эти функции.

Ключевым условием качественной работы прихода является деятельность настоятеля прихода. Задачи, решаемые настоятелями, очень разнообразны и не всегда священник имеет должный уровень подготовки для решения тех или иных вопросов. Необходимо повышение квалификации настоятелей по разным направлениям приходской деятельности. Участники обращаются к архиепископу Владивостокской епархии о разработке мероприятий, которые со временем могли вырасти в соответствующую систему повышения квалификации.

Возрождение приоритета ценностей семейной жизни в жизненных ориентирах человека, формирование соответствующих культурных образцов должны составлять заботу школы, средств массовой информации, общественных организаций, социальной политики государства. В комплексе форм деятельности и мероприятий, которые нужны для решения поставленной задачи, следует особо подчеркнуть необходимость поддержки семьи усилия администраций, общественных организаций и образовательных учреждений.

Для этого участники предлагают: обратить внимание руководителей всех учреждений социальной сферы вне зависимости от ведомственной принадлежности на необходимость усиления работы с семьями в целях формирования в них ответственного родительства; учитывая, что с каждым годом работа по данному направлению привлекает все большее внимание, просить Администрации края и города Владивостока учредить специальную премию для СМИ, которые широко освещают и популяризируют традиционные семейные ценности; просить департамент науки и образования Администрации Приморского края предпринять меры по организации широкого родительского всеобуча в целях формирования педагогической культуры у родителей; просить Администрацию и Думу г. Владивостока разработать муниципальную целевую программу «Семейное благополучие» на 2010-2012 гг.

Необходимо продолжить усилия по противодействию деструктивным влияниям на сознание молодежи со стороны некоторых общественных организаций и программ СМИ. В этой связи следует одобрить деятельность профилактической программы «Барьер», прежде всего в студенческой среде учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Большое значение имеет патриотическое воспитание. Участники считают, что органам исполнительной власти края и местного самоуправления необходимо усилить работу по координации деятельности в вопросах патриотического воспитания общественных объединений, творческих союзов, вооруженных сил и Русской Православной Церкви, обобщению и распространению опыта патриотического воспитания граждан Приморья. Для этого очень важное значение имеет просветительская работа, особенно в отдаленных точках нашего края. Участники предлагают всем, кто способен предложить посильную спонсорскую помощь, поучаствовать в создании библиотек и медиатек хорошо зарекомендовавшей себя программы патриотического содержания «Узнай свою культуру!» в воинских частях, учебных заведениях, пограничных заставах.

Важным направлением церковной и общественной деятельности является социальная работа, милосердие, забота о всех, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Участники предлагают: проводить в СМИ и образовательных учреждениях мысль о том, что подлинной основой милосердия и социального служения, позволяющее искренне вовлечь в эту непростую деятельность людей, в т.ч., молодежь, является обращение ко Христу; создавать добровольческие группы волонтеров на приходах и направлять их в социальные учреждения для оказания помощи и ухода за больными. Продолжить развитие сестричеств, братств, общин милосердия; предложить медицинскому колледжу при соответствующих согласованиях введение предмета «духовные основы милосердия»; рекомендовать приходам и общественным организациям принять активное участие во всемирном дне паллиативной помощи 10 октября; обратиться к Департаменту здравоохранения Приморского края с предложением доводить до сведения сограждан информацию о противопоказаниях, побочных действиях, осложнениях, связанных с применением гормональных контрацептивов.

Впервые в рамках чтений состоялась секция, посвященная проблемам развития церковного пения в Приморском крае. Высокие образцы церковного пения содействуют возвышению человеческой души, решают задачи нравственного и эстетического воспитания, актуализируют духовный потенциал традиционной российской культуры, учат русского человека патриотизму, любви и преданности Родине. Развитие церковного пения не должно оставаться проблемой конкретных приходов, но получить централизованную поддержку не только со стороны Владивостокской епархии, но и от всех государственных и общественных структур, озабоченных духовно-нравственным воспитанием соотечественников.

На секции «Тихоокеанская Россия в пространстве метакультурного диалога» особое внимание было уделено понятию толерантности. Участники считают, что его чрезмерное распространение в современной России, особенно в сфере образования, способно нанести (и наносит) больше вреда, чем пользы, ибо это понятие употребляется не по назначению. Его место - в сфере политики. В сфере культуры концепция толерантности не работает, т.к. не предполагает идеи сотрудничества, но лишь терпение инаковости при любых условиях, часто неоправданно. Установление нормальной коммуникации требует диалога, нахождение возможностей взаимоприятия, взаимообогащения, чего плоский мир толерантности не дает. Участники предлагают во всех формах межкультурного взаимодействия (как на уровне личности, так и группы) заменить термин «толерантность» на более адекватный и предлагают для этого понятие метакультуры или метакультурного диалога.

С самого начала проведения Чтений их участников объединяет идея православной культуры. Эта идея определяет содержание многих докладов и сообщений, представленных на предыдущих и настоящих Чтениях. Особое важное значение она имеет для укрепления позиции России в межцивилизационном диалоге, для нас - со странами АТР. Этические начала православной культуры позволяют предложить другим народам такие принципы метакультурного сотрудничества, которые позволяют преодолеть бесплодность призывов «к терпению других» (толерантности) и перейти к плодотворному поиску зон взаимного соразвития культур.

Владивосток, 22 мая 2009 г.

Источник: сайт Владивостокской епархии.

Источник иллюстрации:

По благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, 18 - 22 мая 2009 года во Владивостоке состоялся Всероссийский форум «Девятые Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия». Чтения были организованы Представительством Президента в Дальневосточном федеральном округе, Администрацией Приморского края, Владивостокской епархией Русской Православной Церкви, Дальневосточным государственным университетом, Дальневосточным государственным техническим университетом, Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования и Приморским государственным объединенным музеем им. Арсеньева, Администрацией г. Владивостока.

В работе Форума участвовало духовенство Дальневосточных епархий, представители администраций Дальневосточных субъектов федераций, члены законодательных собраний, работники учреждений образования, преподаватели и ученые, военные и врачи, предприниматели и представители общественных организаций, студенты и школьники. Всего, с учетом территориальных научно-практических конференций, участие в IХ Дальневосточных образовательных чтениях приняло около 3000 человек.

Как и в прошлые годы, Чтения были посвящены раскрытию значения духовно-нравственной составляющей образования и духовного опыта Православия в деле возрождения и преображения жизни российского общества, развития культуры, образования, воспитания подрастающего поколения, поиску новых путей плодотворного межкультурного взаимодействия.

В рамках Форума прошли конференции, круглые столы, семинары, были организованы мастер-классы ведущих специалистов и ученых России. В центре внимания участников были следующие проблемы:

• содержание общего среднего и дополнительного образования в свете задачи духовно-нравственного возрождения России;

• пути возрождения смысла и ценности семьи;

• связь православного духовного опыта, религиозного самоопределения и патриотического воспитания молодежи;

• изучение истории и культуры православия;

• образ русской культуры в восприятии иностранной аудитории;

• обобщение опыта социального служения Церкви;

• формы и методы противодействия деструктивным влияниям на сознание молодежи;

• содействие развитию церковного пения на территории Приморского края;

• место Тихоокеанской России в метакультурном диалоге стран АТР.

Участники Форума признают, что мировая тенденция формирования общества, основанного на знаниях, выдвигает образование в качестве ключевого процесса всей общественной жизни. Сегодня ни одно государство не может обеспечить консолидацию своих граждан и свою безопасность вне духовно-нравственной составляющей национальной системы образования и просвещения. В этом контексте естественный путь для России состоит в том, чтобы основывать духовно-нравственное образование своих граждан и, прежде всего, молодежи, на жизнеутверждающих ценностях православной культуры. Духовный потенциал православия, как обращенного к личностному плану бытия, при грамотном подходе способен не только консолидировать общество, но обладает мощным ресурсом налаживания межкультурного (метакультурного) диалога, что особенно важно для многонациональной и многоконфессиональной России. Для Дальнего Востока России (Тихоокеанской России) опора на духовные ценности Православия имеет особую важность в условиях формирования новой зоны межцивилизационного взаимодействия, которой является АТР.

С учетом всего вышесказанного Участники Форума считают важным подчеркнуть следующее:

Государство, общественность, педагоги и родители должны уделять содержанию образования в школе и вузе первостепенное внимание, поскольку полноценное образование невозможно без качественного воспитания. Новые федеральные стандарты государственного образования (ФГОС), которые должны вступить в силу с сентября 2009 года, и которые сегодня спешно дорабатываются Российской академией образования, уделяют проблеме воспитания значительную роль. Участники чтений поддерживают это направление ФГОС, с удовлетворением отмечают наличие в стандартах Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (Концепция ДНВ), считают ее текст удовлетворительным, хотя и требующим более четкой расстановки некоторых акцентов, касающихся места и роли православной культуры в системе образования. Участники чтений считают необходимым быстрейшее утверждение новых стандартов, как адекватно соответствующих современному состоянию образования в РФ и дающих возможность его развития в должном направлении. Стандарты требуют небольшой доработки по взаимоувязке отдельных частей, что, видимо, представляет проблему просто в силу большого объема документов и количества разработчиков. Участники чтений поручают сформулировать предложения по увязке текстов непосредственно стандарта и Концепции ДНВ отделу религиозного образования Владивостокской епархии и Лаборатории основ православной культуры ПИППКРО и направить их в соответствующий экспертный совет.

В связи с принятием новых стандартов работа по созданию в школах края системы воспитания, базирующейся на традиционных российских ценностях, соответствующая требованиям Концепции ДНВ представляется приоритетной. Участники чтений с удовлетворением восприняли сообщение о разработке силами ряда подразделений ПИППКРО новых курсов повышения квалификации «Система воспитания на основе традиционной российской культуры».

Православная миссия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе может быть плодотворной только при условии воцерковления самого русского народа, приобщения верующих ко всей полноте православного Предания, вдумчивого отношения их к святоотеческому наследию. Исторические потрясения XX в., затронувшие и судьбы Русской Православной Церкви, не могли не отразиться на массовом веросознании, полноте и качестве восприятия духовной традиции. В этом контексте особое значение приобретает всемерное развитие духовного образования и религиозного просвещения во всех его формах - от приходских воскресных школ до университетских факультетов теологии. Участники Чтений отмечают необходимость дальнейшего развития научно-богословских исследований в образовательном пространстве Дальнего Востока и максимально широкого распространения знаний о православном вероучении, истории и культуре Православия как среди уже пришедших в Церковь людей, так и среди тех, кто еще находится в духовном поиске. Перспективными направлениями работы здесь представляются регулярные научно-теологические конференции, которые могут стать площадкой для диалога представителей богословия и светской гуманитарной науки. Необходимо также всемерно поддерживать и распространять практику проведения молодежных научно-практических конференций, круглых столов, конкурсов, которые могли бы способствовать проявлению возможностей участия молодежи в миссионерском, просветительском, социальном служении Церкви, воспитанию у нее чувства ответственности за судьбы страны. В контексте вышеперечисленных задач духовного образования и повышения религиоведческой культуры населения заслуживает одобрения опыт научно-исследовательской, просветительской и организационно-методической деятельности кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета, которая в этом году отмечает 10-летие со дня образования.

Секция «Религиозное образование, миссионерская деятельность и катехизация на приходе» еще раз поставила острую проблему недостаточной подготовки ко крещению и необходимости возвращения приходской практики к нормальным формам оглашения желающих принять Таинство св. Крещения (стать крестными родителями). Участники чтений одобряют и поддерживают опыт огласительной школы г. Владивостока, предлагают распространить его на все храмы г. Владивостока и, по-возможности, начать применять на приходах Приморского края. Те, кто крестит без оглашения, ведут разрушительную работу. Они своим нерадением наносят сильный вред Церкви, ее будущему.

Участники выразили необходимость в координации деятельности воскресных школ Владивостокской епархии, в частности, в области методического обеспечения, создания общеепархиальной учебной программы и обращаются к руководителю отдела религиозного образования Владивостокской епархии найти возможность подобрать и трудоустроить сотрудника, который взял бы на себя эти функции.

Ключевым условием качественной работы прихода является деятельность настоятеля прихода. Задачи, решаемые настоятелями, очень разнообразны и не всегда священник имеет должный уровень подготовки для решения тех или иных вопросов. Необходимо повышение квалификации настоятелей по разным направлениям приходской деятельности. Участники обращаются к архиепископу Владивостокской епархии о разработке мероприятий, которые со временем могли вырасти в соответствующую систему повышения квалификации.

Возрождение приоритета ценностей семейной жизни в жизненных ориентирах человека, формирование соответствующих культурных образцов должны составлять заботу школы, средств массовой информации, общественных организаций, социальной политики государства. В комплексе форм деятельности и мероприятий, которые нужны для решения поставленной задачи, следует особо подчеркнуть необходимость поддержки семьи усилия администраций, общественных организаций и образовательных учреждений.

Для этого участники предлагают: обратить внимание руководителей всех учреждений социальной сферы вне зависимости от ведомственной принадлежности на необходимость усиления работы с семьями в целях формирования в них ответственного родительства; учитывая, что с каждым годом работа по данному направлению привлекает все большее внимание, просить Администрации края и города Владивостока учредить специальную премию для СМИ, которые широко освещают и популяризируют традиционные семейные ценности; просить департамент науки и образования Администрации Приморского края предпринять меры по организации широкого родительского всеобуча в целях формирования педагогической культуры у родителей; просить Администрацию и Думу г. Владивостока разработать муниципальную целевую программу «Семейное благополучие» на 2010-2012 гг.

Необходимо продолжить усилия по противодействию деструктивным влияниям на сознание молодежи со стороны некоторых общественных организаций и программ СМИ. В этой связи следует одобрить деятельность профилактической программы «Барьер», прежде всего в студенческой среде учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Большое значение имеет патриотическое воспитание. Участники считают, что органам исполнительной власти края и местного самоуправления необходимо усилить работу по координации деятельности в вопросах патриотического воспитания общественных объединений, творческих союзов, вооруженных сил и Русской Православной Церкви, обобщению и распространению опыта патриотического воспитания граждан Приморья. Для этого очень важное значение имеет просветительская работа, особенно в отдаленных точках нашего края. Участники предлагают всем, кто способен предложить посильную спонсорскую помощь, поучаствовать в создании библиотек и медиатек хорошо зарекомендовавшей себя программы патриотического содержания «Узнай свою культуру!» в воинских частях, учебных заведениях, пограничных заставах.

Важным направлением церковной и общественной деятельности является социальная работа, милосердие, забота о всех, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Участники предлагают: проводить в СМИ и образовательных учреждениях мысль о том, что подлинной основой милосердия и социального служения, позволяющее искренне вовлечь в эту непростую деятельность людей, в т.ч., молодежь, является обращение ко Христу; создавать добровольческие группы волонтеров на приходах и направлять их в социальные учреждения для оказания помощи и ухода за больными. Продолжить развитие сестричеств, братств, общин милосердия; предложить медицинскому колледжу при соответствующих согласованиях введение предмета «духовные основы милосердия»; рекомендовать приходам и общественным организациям принять активное участие во всемирном дне паллиативной помощи 10 октября; обратиться к Департаменту здравоохранения Приморского края с предложением доводить до сведения сограждан информацию о противопоказаниях, побочных действиях, осложнениях, связанных с применением гормональных контрацептивов.

Впервые в рамках чтений состоялась секция, посвященная проблемам развития церковного пения в Приморском крае. Высокие образцы церковного пения содействуют возвышению человеческой души, решают задачи нравственного и эстетического воспитания, актуализируют духовный потенциал традиционной российской культуры, учат русского человека патриотизму, любви и преданности Родине. Развитие церковного пения не должно оставаться проблемой конкретных приходов, но получить централизованную поддержку не только со стороны Владивостокской епархии, но и от всех государственных и общественных структур, озабоченных духовно-нравственным воспитанием соотечественников.

На секции «Тихоокеанская Россия в пространстве метакультурного диалога» особое внимание было уделено понятию толерантности. Участники считают, что его чрезмерное распространение в современной России, особенно в сфере образования, способно нанести (и наносит) больше вреда, чем пользы, ибо это понятие употребляется не по назначению. Его место - в сфере политики. В сфере культуры концепция толерантности не работает, т.к. не предполагает идеи сотрудничества, но лишь терпение инаковости при любых условиях, часто неоправданно. Установление нормальной коммуникации требует диалога, нахождение возможностей взаимоприятия, взаимообогащения, чего плоский мир толерантности не дает. Участники предлагают во всех формах межкультурного взаимодействия (как на уровне личности, так и группы) заменить термин «толерантность» на более адекватный и предлагают для этого понятие метакультуры или метакультурного диалога.

С самого начала проведения Чтений их участников объединяет идея православной культуры. Эта идея определяет содержание многих докладов и сообщений, представленных на предыдущих и настоящих Чтениях. Особое важное значение она имеет для укрепления позиции России в межцивилизационном диалоге, для нас - со странами АТР. Этические начала православной культуры позволяют предложить другим народам такие принципы метакультурного сотрудничества, которые позволяют преодолеть бесплодность призывов «к терпению других» (толерантности) и перейти к плодотворному поиску зон взаимного соразвития культур.

Владивосток, 22 мая 2009 г.

Источник: сайт Владивостокской епархии.

 Источник иллюстрации: сайт Мастерская Гребенниковых. .


Новости