Хабаровск православный Журнал Иерей Игорь Константинов: «Наша Церковь находится в начале особого, никогда ранее не случавшегося в её истории периода самоопределения…»

Иерей Игорь Константинов: «Наша Церковь находится в начале особого, никогда ранее не случавшегося в её истории периода самоопределения…»

Информационный отдел Хабаровской епархии. Фото: Иерей Роман Никитин

31.05.2012

24-25 мая 2012 г. представители Хабаровской епархии приняли участие в Сахалинских Кирилло-Мефодиевских чтениях. В состав делегации входил и иерей Игорь Константинов, руководитель епархиального Отдела социального служения и церковной благотворительности. Отец Игорь выступил на пленарном заседании Чтений с докладом: «Специфика реализации определения Архиерейского собора 2011 «О принципах организации социальной деятельности Русской Православной Церкви» на Дальнем Востоке (на примере Хабаровской епархии)».

Мы попросили о. Игоря рассказать о своём выступлении:

- Отец Игорь, Ваш доклад вызвал неподдельный интерес у слушателей. Вместо ожидаемого отчёта о деятельности Вашего отдела, Вы поделились своими соображениями о том пути, который проделала Русская Церковь за прошедшие 20-лет в деле служения ближним.

- Около года назад я был назначен митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием на особую новую должность руководителя епархиального Отдела церковной благотворительности и социального.
Первое, что я почувствовал – наша Церковь находится в начале особого, никогда ранее не случавшегося в её истории периода самосознания, самопоиска, самоопределения. Первые два десятилетия после обвала социалистических ценностей и возрождения Русской Церкви мы, как будто, жили воспоминаниями той жизни, дореволюционной историей – мы все наши дела мерили с оглядкой на то, что нам издалека времен может показаться таким идеальным: мы стремились восстановить, по возможности, то количество храмов, что было до революции, мы церковную жизнь мерили  мемуарами эмигрантов, политические и социальные реалии пытались искусственно сравнивать с предреволюционным периодом.

На фото: Воскресенский кафедральный собор в г.Южно-Салинске

Но постепенно стало очевидным – надо оторваться от прошлого и стать светочем в новой России, в новейшей истории, набрать потенциал на ближайшие десятилетия отечественной истории!

Одним из главных внешних проявлений Церкви в истории человечества было дело милосердия, дело искреннего служения ближнему.
С возрождением церковной жизни в 90-е годы 20-го века, и первое десятилетие 2000-х, вместе со стремительным строительством храмов и монастырей неизбежно возникали и вопросы социального служения и благотворительности. Но они, в подавляющем своем большинстве, решались, скажем, «на глазок», в первую очередь настоятелей – помочь ли нуждающемуся, или найти благовидный предлог отказать.

- Неужели в нашей Церкви за всё это время так и не появилось примеров для подражания?

- Лишь единицы имели смелость и ресурсы решать такие вопросы «профессионально», в согласии с социальной политикой государства, с его инструментами, в согласии с российским законодательством, определяя первопричину проблемы и находя способы её искоренения.
Одним из первых, кто начал это делать, был московский протоиерей Аркадий Шатов, ныне епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, руководитель Синодального отдела церковной благотворительности и социального служения. Он начал искать такой путь служения ближнему, который бы не подменял деятельность государственных социальных, медицинских и др. организаций, а в сотрудничестве с ними облагораживал бы это служение, освящал бы, восполнял бы. Результатом 20-ти летного поиска и труда стало определение Архиерейского Собора от 4 февраля 2011 года «О принципах организации социальной работы Русской Православной Церкви». То, что этот документ появился так поздно – спустя 20 лет после начала возрождения Русской Церкви – свидетельствует о том, что до этого времени Церковь не была готова еще правильно ответить на призыв Христа любить ближнего, как самого себя. С другой стороны – документ, явившийся итогом 20-летней апробации, может считаться действительно авторитетным и жизнеспособным.

- А как обстоит дело милосердия и социального служения Церкви  у нас на Дальнем Востоке? Всё ли применимо из изложенного в этом документе в нашей епархии, митрополии?

- Этот документ, принятый в Москве, на основе московской городской реальности может показаться на первый взгляд преждевременным и неоправданно оптимистичным для регионов, в том числе и для Дальнего Востока. Его реализация предполагает большое количество квалифицированных кадров, документ говорит о необходимости введения штатной должности социального работника на каждом приходе, благочиннических социальных координаторах, епархиальных социальных отделах, создание разного вида социальных учреждений, активное участие в благотворительности  - и никаких отказов в помощи!  – только лишь после детального изучения проблемы…

Да! Мы с Вами соучастники начала новейшей церковной истории, и первопроходцам всегда не просто. Но, к счастью, мы идем по пути уже проторенному тружениками Синодального социального отдела. Нам остается только прислушаться к их советам, что позволит избежать проблем новоначальных, сэкономить ресурсы.

На фото: Духовно-просветительский центр Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

Активная просветительская деятельность Синодального отдела церковной благотворительности призвана раскрыть потенциал каждой епархии, каждого прихода, превратить желательный характер документа «О принципах организации социальной работы Русской Православной Церкви» в активную, авторитетную реальность, как бы визитную карточку Церкви перед лицом внешних.

За этим основополагающим документом последовали другие, более конкретные рекомендации (напр. «Инструкция приходского социального работника»), методические пособия (напр. «В храм пришел проситель»), обучающие вебинары – он-лайн семинары (по всем возможным направлениям социальной деятельности, в том числе юридического и психологического  сопровождения).

Однако нужно признать, исполнение этого определения Архиерейского Собора во многих местах всё еще носит характер формальности – за успехи социальной и благотворительной деятельности прихода, епархии выдаются «случайные», одномоментные события, связанные с оказанием помощи кому-либо. Наше сознание - настоятелей, клириков, приходских советов, прихожан направленно на перенесение ответственности на кого-нибудь другого: на городские приходы, или на кафедральный собор,  на государство, на медицину, на соцслужбы - «лишь бы не я». Нам всем нужно почувствовать новый ритм миссии социального служения ближнему, услышать голос нашего Предстоятеля, Патриарха Кирилла, который каждую свою проповедь сводит к необходимости изменения, в первую очередь нашего (клириков и активных прихожан) сознания – зачем я в Церкви, какую пользу я могу принести Церкви, как мне показать жестокому миру милосердного Христа?

Более того, наша «неспешность» в этом деле чревата горестями и для нас самих – паперти наших храмов стонут от перегара, склоков и ругани из-за милостыни откровенных алкашей и тунеядцев, мы виновато проходим мимо них, не способные дать адекватный ответ, морщимся и бросаем монеты, как нам кажется ради Христа, но на самом деле часто убиваем этого человека, приближаем его смерть, и что страшнее, приближаем его духовную погибель с каждым рублем. Мы виновато приходим в больницы, не умея ответить на самый сложный вопрос: «За что?», мы виновато оставляем на самотек и самопогибель наркоманов, мы молчим, когда ценности жизни, семьи, материнства искореживаются… Почему? Мы пока не могли дать альтернативу этому, кроме, пожалуй, возвышенных слов – мы не знали, что предложить нашей стране, нашему городу, нашим гражданам.

На фото: Иерей Игорь Константинов на сахалинском радио на записи радиопередачи посвященной деятельности отдела церковной благотворительности Хабаровской епархии

Что же изменилось сегодня? Во-первых, окрепли в вере и в церковной жизни миряне нового, не советского мышления, те, кто могут взять на себя огромный пласт церковной жизни, которая касается не сакральной, а общественной деятельности, до сих пор каждое дело на приходе, в епархии замыкалось и зависело от характера и ресурсов священнослужителей, которые и так 100% заняты своими прямыми обязанностями. Не трудно догадаться, что социальная и благотворительная деятельности Церкви стояла далеко не на первом месте. Эти люди, наши прихожане, наши помощники – они есть почти в каждой государственных и общественных организациях, в больницах, в школах, в бизнесе, они готовы представлять там интересы Церкви. Нам осталось только научить их этому. Подавляющее число общественных, благотворительных организаций готовы оказаться под крылом Православной Церкви – пусть благотворительной и социальной деятельностью занимаются профессионалы, православные люди, а не только священник!

- Хабаровская епархия готова к такому подходу в вопросах благотворительности?

- Отдел церковной благотворительности и социально служения Хабаровской епархии был создан всего 9 месяцев назад. С первых дней деятельности стало очевидным, что сфера его ответственности крайне обширна. Поэтому, оценив ресурсы, было принято решение, в отличие от Синодального отдела, например, деятельность в детских домах отнести не к социальной деятельности Церкви, а к епархиальному Отделу образования. Этим детям не столько благотворительная помощь нужна, сколько воспитательная, образовательная. Так же и тюремный отдел.

В результате деятельности Отдела в условиях Дальнего Востока сформировались такие направления: медицинское, сектор поддержки семьи, материнства и детства, реабилитация нарко- и алкоголезависимых и помощь людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (например, бомжам).
Все эти направления настолько обширны, что их невозможно решить силами одного прихода. Возрождение Свято-Елизаветинского сестричества, создание Общества православных врачей в честь Хабаровской иконы Божией Матери, организация благотворительных консультаций врачей, открытие лазарета-хосписа, создание кабинета предабортного консультирования, реабилитация инвалидов, масштабные противоабортные акции, появление многочисленных групп самореабилитации наркоманов, под руководством священника – все это было бы невозможным без тесного контакта с государственными структурами и организациями. Многие проекты были инициированы правящим архиереем – митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием.

На фото: иерей Игорь Константинов (Хабаровская епархия) вместе с клириками Южно-Сахалинской епархии исполняют духовные песнопения на концерте в честь свв. Кирилла и Мефодия.

Епархией были заключены соглашения о сотрудничестве с Министерством здравоохранения, с Министерством социальной защиты, с Управлением ЗАГСов, с миграционной службой, с Союзом женщин Хабаровского края, с АНО «Социально-психологической службой поддержки семьи «Возрождения семьи», Краевой общественной организацией «Центром поддержки семьи, материнства и детства «НИКА», Некоммерческим учреждением дополнительного образования  Центром  военно-патриотического воспитания «Взлет». Эти организации готовы участвовать волонтерами в проведении социальных акций или оказывать небольшую финансовую помощь в проведении мероприятий по поддержке материнства. С каждой организацией составляются планы и  программы взаимодействия в просветительско-профилактической работе и в адресной поддержке.

Возможность активизации социальной работы Церкви в регионе стало возможным, в первую очередь, благодаря привлечению к работе именно профессионалов, специалистов своего дела, мирян. Например, сектор поддержки семьи материнства и детства курирует Дегтярева Вера Ивановна – очень опытный социальный работник края, реабилитацией наркоманов – Саде Антон, сам бывший наркоман, но справившийся с зависимостью и готовый поделиться своим опытом с другими. Митрополит Игнатий пригласил его на постоянную работу из Израиля. Общество православных врачей возглавляет Бондарь Владимир Юрьевич – главврач краевого центра сердечно-сосудистой хирургии, доктор медицинских наук. Созданием центра социальной реабилитации занимается Маньковский Иван Иванович, имеющий большой опыт деятельной помощи бомжам. Мы стараемся пригласить, не смотря ни на что, именно мирян-специалистов.

- А каким образом епархиальный отдел сотрудничает с приходами, привлекаются ли прихожане?

- Что же на приходах? Начали с простого – положили две тетради: одна – «Чем я могу помочь», вторая – «В чем я нуждаюсь». И мы увидели огромные ресурсы, скрытые в наших прихожанах. Каждый их них был готов большей или меньшей степени к служению ближним. Сформировались «общинки» - те, кто может помочь уходом за больными, те, кто может помочь автомобилем, те, кто может помочь в рамках своей профессиональной деятельности – юристы, врачи, строители и так далее. Среди них появился координатор. Так же и на других приходах. Для согласования социальной совместной работы приходов предполагается должность благочиннического социального работника. Если нуждающийся обратился за помощью, например, в кафедральный собор, а живет на окраине, целесообразно направить его в храм ближайший к его дому.

Здесь речь шла о людях, действительно нуждающихся в помощи, но есть и такие, кто использует Церковь из корысти, ради удовлетворения привычек  и страстей и не желает исправляться. Приведу один пример. На днях у храма, где я служу, появилась женщина с грудным ребенком со стандартной историей о том, что ей нужны деньги на проезд и т.д. Я приглашаю ее к церковному социальному работнику, и выясняется: у нее 6 детей, муж в Астрахани, прописана в Пензе, цыганка. На каждого ребенка она получает пособия, материнский капитал, муж работает, никто не болеет.
От помощи вещами или едой она отказывается. Более того, социальный работник задает ей вопрос о том, не является ли она наркокурьером… Скорость, с которой она ушла, свидетельствует о правильности догадки. Правда, она подробно была предупреждена о последствиях нарушения миграционного законодательства и нарушения прав ребенка. Любой государственный социальный орган имеет полное право забрать у нее ребенка и инициировать процесс лишения ее родительских прав, как у человека не способного дать ему достойного воспитания. Все это вместе дало неизгладимое впечатление на обманщицу. Уверен, еще долго она не решится попрошайничать у храма. А я на проповеди предупредил прихожан о такой «путешественнице». Хочу отметить, на все на это ушло не более 15 минут. У священника на это ушло бы гораздо больше времени, сил, и, наверно, даже денег.

- К чему бы Вы хотели призвать наших читателей?

- Хочу обратиться к собратиям священникам и мирянам – вы свет этого мира, не бойтесь зажигать им других. Одна свеча не ярко светит, но если от нее зажечь сотни других, то и сама она не убавит света, а общий свет этих свечей  озарит все вокруг. Пастырь может зажечь милосердием одного человека на вашем приходе, научить его, поддержать его, может быть на первых порах и финансово, но результат превзойдет все ожидания. Так и миряне, должны поддерживать священника во всех благих начинаниях, а то и самим инициировать, предлагать настоятелю храма дела милосердия. Тогда, вы и ваш храм станут местом, где Бог деятельно через вас будет помогать обращающемуся к Нему за помощью, а приход и вся Церковь будет расти и крепнуть!


Милосердие, Образование