Хабаровск православный Журнал Христианство и традиционная медицина: некоторые различия в точках зрения на проблему здоровья

Христианство и традиционная медицина: некоторые различия в точках зрения на проблему здоровья

Священник Валерий Компаниец

03.08.2009

Здоровье — состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Проблема здоровья, безусловно, занимает очень важное место в нашей жизни, ибо все мы хотим быть здоровыми, и среди наших благопожеланий близким по случаю празднеств и торжеств едва ли не первым является пожелание доброго здоровья.

С точки зрения гуманистических идей — «все во имя человека и все для блага человека» — здоровье действительно претендует на то, чтобы занять свое место в ряду непреходящих ценностей. Медицина, безспорно, служит идеям гуманизма.

С точки зрения христианства, здоровье, как дар Божий, также представляет собой большую ценность, и пренебрежительное отношение к нему — большой грех.

Взгляд на природу человека

Для традиционной медицины характерен материалистический подход к природе человека, согласно механистической модели, когда упор делается на физическое тело и органы, а не на их тонкие функции и взаимосвязь с окружающим миром. Многое в устройстве человеческого организма представляется порой уж слишком механичным, техничным, простым. К примеру, сердце — простой насос для перекачивания крови. Но организм — вовсе не совокупность тканей и жидкостей с пронизывающими их телефонными кабелями нервных волокон, а сложнейшая система саморегуляции, главные принципы которой до конца не изучены до сих пор.

Согласно древней медицинской традиции, сердечный энерго-информационный центр играет главную роль в регулировании всех функций организма. Сердце напрямую сопоставляется с психическими процессами в жизни человека. Вот и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), выдающийся ученый, хирург, в книге «Дух, душа и тело» целую главу посвятил человеческому сердцу (глава вторая «Сердце как орган высшего познания»). Вот какие строки мы находим в этой главе: «… наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения». Еще больше говорит нам о сердце Священное Писание — ведь чуть ли не на каждой странице Библии читающий замечает, что сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важного органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий: «и больше того, сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а, следовательно, оно есть орган высшего познания.

В христианском понимании человек — существо двусоставное, состоящее из смертного тела, составленного из элементов физической природы (Бог создал человека из земного праха…) и безсмертной души, в которой запечатлено Божественное дыхание (…и вдохнул в него дыхание жизни). А некоторые из святых отцов видят в природе человека и третью составляющую — дух, который связывает человека с Богом, при этом они отводят душе мир человеческих чувств, то есть то, что связывает нас с окружающим миром.

Отношение к лечению

В современной медицине преобладает установка на фармакологические лекарственные препараты, которые оказывают на организм достаточно грубое биологическое воздействие, а основное внимание уделяется болезни, причина которой ищется, в основном, во влиянии извне — в действии болезнетворных агентов, токсинов, аллергенов, и к лечению чаще всего прибегают в остром или конечном периоде заболевания. Такой подход может дать блестящие результаты при лечении неотложных ситуаций, когда требуется незамедлительная коррекция нарушенных функций. При более длительном воздействии химические препараты приводят к возникновению лекарственной болезни у большинства пациентов. Основная беда современной медицины — в переоценке своих возможностей. Отметим еще, что в больнице многие лечатся от одних и тех же болезней (если, к примеру, взять больных какого-нибудь одного отделения), их лечат одни и те же врачи, в общем-то по одним и тем же методикам, но результаты часто бывают очень разными: одни довольно быстро выздоравливают, другие возвращаются в больницу вновь и вновь. К одной из причин этого мы вернемся чуть позже.

О чем говорит христианство? Яркой иллюстрацией может служить библейское повествование о том, как Господь сокращал сроки человеческой жизни. Человек был создан Творцом безсмертным. После грехопадения Адам и Ева и все их потомство — род человеческий — стали смертными, но первые люди жили почти по тысяче лет. С более глубоким проникновением греха в жизнь людей срок жизни патриархов (патриарх здесь — глава рода) сокращался, но все еще составлял несколько сотен лет. С дальнейшим умножением греха Библия приводит следующее определение Божие: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть: пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6, 3). Ко дням царя Давида (примерно за 800 лет до рождества Христова) Господь, как мы видим в словах псалма (Пс. 89), еще больше сократил срок жизни человека — до 70-80 лет. Таковым этот срок пребывает и доныне, несмотря на все усилия медицины.

О здоровье много говорят, пишут, но, к сожалению, мало кто заботится о нем всерьез. Большинство людей стали инертны, ленивы и предпочитают жить, как живется, не затрачивая ни сил, ни времени на заботу о самом себе. Люди не вспоминают до поры до времени о недугах и, живя в поле соблазнов, покорно отдаются во власть порочных привычек.

Христианская догматика учит нас, что болезни и смерть были попущены человеку после грехопадения как расплата за грех и как средство исправления. В земной жизни человека душа и плоть составляют единый организм, и болезни духовные — страсти (а страсть и страдание суть однокоренные слова!) не могут не быть причиной и телесных болезней. Порождения страстей — грехи, в первую очередь нераскаянные, подобно занозе, вызывающей очаг инфекционного воспаления, как раз и являются тем самым radix malorum — корнем зла, от которого произрастают всевозможные болезни. (Существует определенная статистика, подтверждающая выраженную корреляционную связь между определенными видами грехов и сопутствующими им болезнями.) И в этом можно видеть одну из причин различных результатов лечения — прежде нужно удалить занозу, а потом уж лечить нарыв.

Причины болезней

Особого разговора заслуживает НТП в медицине. По первому впечатлению, здесь преследуются самые благородные цели — избавление человека от приносимых болезнями страданий и преждевременной смерти. Заметно растет мощь медицины: число врачей и больничных коек на душу населения, десятки и сотни тысяч лекарственных препаратов и их названий, высокотехнологичные лаборатории, ядерно-магнитные диагностические установки, пересадки органов, клонирование и так далее. Почему же тогда увеличивается число больных, и растет смертность от болезней, снижается средняя продолжительность жизни, и остается низким биологический предел жизни человека?

Во–первых, искажение, вносимое НТП в богоустановленный порядок жизни, наносит мощные удары по здоровью человека, выводя на арену вместо изгнанных медициной чумы, оспы и других новые болезни. Не случайно во второй половине XX века резко изменилась структура заболеваемости и смертности населения за счет широкого распространения болезней нашего времени; среди них атеросклероз, инфаркт, инсульт, гипертоническая болезнь, злокачественные новообразования, сахарный диабет, аллергия, ожирение и другие. Основные причины: 1) Изменение условий обитания человека, ухудшение экологии и образа повседневной жизни человека в результате технических достижений. Нашему здоровью угрожает совместное действие многих факторов — загрязнение окружающей среды в результате химизации (пестициды, нефтепродукты) и урбанизации (электромагнитные излучения, высокие уровни шума и стресса и т.п.). 2) Изменение состава и качества пищи, несбалансированное питание и переедание. Добавим сюда злоупотребление алкоголем, курение, мышечную бездеятельность — вот они, пленительные убийцы, губители нашего здоровья.

Где же выход? Ведь прогресс остановить нельзя. Человеку нужно изменить свою психологию и вернуться к здоровому образу жизни своих предков. Таким образом, путем к здоровой жизни является система самоограничений (здесь нам доброе подспорье — пост!) и функциональных нагрузок.

Во–вторых, прямое вмешательство Божиего промысла, пресекающего небогоугодные устремления человечества. Греховные страсти ведут к губительному для здоровья образу жизни, сводя на нет усилия врачей. Тому можно привести множество примеров, но один из ярчайших — это СПИД, распространение которого обусловлено преимущественно грехом. Когда научная медицина научилась справляться с сифилисом, поражавшим развратников и прелюбодеев, Господь послал грянувший, как гром среди ясного неба, СПИД. Эта появившаяся как бы ниоткуда во второй половине ХХ века болезнь поражает и новоявленных грешников — наркоманов. Конечно, наше мирское «мудрование» протестует: почему же цели научной медицины являются небогоугодными? Неужели Бог хочет, чтобы человек страдал и умирал от болезней? Совместимо ли все это с образом Всеблагого и Любящего Бога? Да, конечно, если мы верим в христианское учение о грядущем воскресении. Церковь Христова учит нас, что болезни и смерть (даже если она кажется нам по человеческим понятиям преждевременной) всегда даются во благое, или даруя душе вечное блаженство, или, по крайней мере, облегчая ее загробную жизнь. Кстати, именно поэтому христианство считает эвтаназию совершенно недопустимой по отношению к людям, хотя эта процедура может выглядеть вполне милосердной по отношению к животным, которым не суждено жизни вечной и нет необходимости ни в покаянии, ни в искуплении.

Христианство говорит о том, что в духовной жизни, или в духовном мире, так же как и в материальном, действуют совершенно объективные (то есть независимые от веры или неверия людей) законы, и преступать их так же опасно, как и пренебрегать проявлением физических законов в материальном мире. Разве Божией карой следует называть тяжелые последствия нарушения правил техники безопасности или дорожного движения? Мы с детства знаем, что нельзя вставлять в электрическую розетку бабушкину шпильку, лизать на морозе полозья санок или дверную ручку. При этом одни внимают родительскому слову, а другие убеждаются в его правоте на своем жизненном опыте.

Десять заповедей Божиих нам даны не для ограничения нашей свободы, а как подсказки Отца Небесного неразумным чадам — как быть осторожными в плавании по волнам житейского моря. Бог никому не желает зла, никого не карает, и болезни (Да разве только они? Это и прочие многочисленные наш житейские проблемы) — суть следствия нарушений этих, как было отмечено, объективных законов бытия.

Библия о врачевании

Если быть внимательным, то нельзя не заметить того, что Бог имеет особое попечение о роде человеческом. Вот слова премудрого Иисуса, сына Сирахова: «Господь создал врача, и от Вышнего — врачевание» (Сир. 38, 1-2). О том, что древние врачи умели лечить, свидетельствует само их существование, как и сонм безкорыстных врачей, именно за свое «безмездное врачевство» причисленных к лику святых. Как здесь не вспомнить святого страстотерпца и целителя Пантелеимона, святителя Луку и многих других? Слава выдающихся врачей древности (таких, как Гиппократ, Гален и других) дошла до наших дней. Однако врачи древности, как рядовые, так и великие светила, не имели практически никаких знаний по анатомии и физиологии человека. Как же они находили методики лечения и лекарственные препараты? Предположение о том, что древние врачи подбирали методы лечения чисто эмпирически, путем проб и ошибок, не выдерживает критики, ибо на это не хватит всей истории человечества. Гораздо разумней предположить, что Бог научил человека, по крайней мере, некоторым методам лечения и дал ему интуитивную способность находить лекарства в окружающей природе. Так говорит Священное Писание: «Господь создал из земли врачевства… Он и дал людям знание… Ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир. 38; 4, 6-7). Такая, дарованная Богом, интуиция присуща и лучшим медикам современности. Даже обширных современных знаний порой не хватает для принятия научно обоснованного решения, и врачу необходимо применять интуицию. Здесь уместно вспомнить и о древнейшей восточной медицине, основывающейся на принципе «Сохранение гармонии, а не исправление безпорядка является высшим принципом мудрости. Лечить заболевание после того, как оно возникло, все равно, что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война».

Еще раз обратим внимание на слова: «Господь создал из земли врачевства». Задолго до развития научной фармакологии человек нашел множество лекарств в окружающей его живой и неживой природе. А если вспомнить, что некоторые растения содержат целую аптеку лекарственных средств в нужных дозах, то приходится признать: естественные лекарства — не случайность, а дар Божий.

Выводы

Подведем итоги: милостию Божией человечество обладало достаточно эффективной медициной задолго до того, как получило научную поддержку. Более того, так как современные врачи не способны, в отличие от древних, лечить без искусственно созданных лекарств, то ясно, что научная медицина разучилась в значительной мере пользоваться природными лекарствами, негативные побочные явления которых значительно меньше, чем у искусственно созданных человеком. Научная медицина, многое приобретая, многое и теряет.

Переход к научной медицине породил и ряд трудноразрешимых морально-этических проблем, связанных с прерыванием беременности (а тем более с возможностью лечения людей препаратами, изготовленными из клеток тел убиенных младенцев, не говоря уже об использовании их в косметологии!), тут и проблемы клонирования и той же эвтаназии. Все эти и многие другие вопросы Бог человеку не задавал, но человек сам взвалил их на свой ограниченный разум и теперь стонет под их тяжестью в духовном изнеможении.

Вот и получается, что известная пословица «В здоровом теле — здоровый дух» хороша, если читать ее с точностью до наоборот («При здоровом духе — здоровое тело»). Все же, заботясь прежде всего о духовном здоровье для благодатного пребывания в вечности, мы, с помощью Божией (и медицины), сможем получить те необходимые для спасения в вечной жизни обетованные Богом 70-80 лет жизни земной.

Источник: сайт Читинской епархии.

Церковь, Богословие