Хабаровск православный Журнал Церковь и социальные сети

Церковь и социальные сети

Кривосудов Юрий

15.05.2009

 

В современном информационном обществе, построенном на возможностях сети Интернет, все большую и большую популярность приобретают так называемые социальные сети. Все больший и больший интерес у современного человека вызывает уже не поиск информации, а виртуальное общение с людьми, в осуществлении которого и помогают социальные сети. Виртуальный мир – это отдельный мир, в котором, в отличие от нашего действуют свои правила и свои законы. Увы, но этот мир не всегда руководствуется принципами христианской морали. И, несомненно, и в эту среду необходимо нести свет истины. Существует мнение, что виртуальный мир сейчас представляет собой богатое поле для проповеди. Мы попытаемся рассмотреть вопрос о возможности присутствия современных миссионеров в сети и их несении слова Божия и в этот виртуальный мир. Сразу возникают четыре вопроса:

1. Что такое социальные сети?

2. История социальных сетей в России и мире

3. Плюсы и минусы социальных сетей

4. Социальные сети и Православная миссия

1. Как говорится в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», принятой 27 марта 2007 г. Священным Синодом: «Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей». Всегда – это, значит, в каждое из времен Церковь должна находить средства для осуществления своей миссии, находить способы и язык, чтобы быть услышанной.

Апостол Павел пишет: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор 9, 16). В наше время современные электронные средства коммуникации позволили общаться людям на расстоянии. Задача Православной Церкви в XXI веке, продолжить свидетельство о Христе, и хорошим подспорьем в этом благом деле является Интернет. Интернет открыл, по сути, безграничные возможности в деле распространения знаний и информации.

Конечно, вопрос о многообразии форм миссионерского служения сложен и неоднозначен, но его решение для определенного времени и обстоятельств – необходимо.

Нынешнее время – это время информационного общества. Поэтому современным интернет-миссионерам необходимо понимать Интернет и уметь действовать в этой виртуальной «неизвестной земле», потому что ее (эту землю) нельзя оставлять без присмотра.

По количеству соблазнов и искушений Интернет является исключительным СМИ  – человеческая деятельность в Интернете не имеет внешних границ, только внутренние, поскольку всегда можно спрятаться за анонимностью. Все, что человек сам себе позволит, то он в Интернете и делает. Интернет воплощает в себе дурно понятую свободу, свободу как произвол. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что плодами произвола легко может воспользоваться молодое поколение, которое практически все находится в он-лайне. Молодые люди не просто кратковременно пользуются какими-то единичными возможностями: поиском, почтой – они реально живут часами в этой виртуальности: знакомятся, общаются, дружат, враждуют, работают. Поэтому тем более насущна потребность для Церкви там присутствовать.

Интернет сейчас – это не тот Интернет, что был 15 лет назад. Информационные технологии не стоят на месте, а очень динамично развиваются. В среде интернетчиков это изменение отразилось в появлении в 2004 году термина Веб 2.0, расшифровывается он как «вторая версия веб».

Одним из ярчайших явлений этого нового Веба, конечно же, являются, так называемые, социальные сети (от англ. social networking service — «социально-сетевая услуга»). Ни один из видов сайтов не мог ранее соперничать по количеству пользователей с сайтами-поисковиками. Социальные сети – смогли. За три-два года их аудитория достигла десятков миллионов пользователей во всем мире.

По данным аналитической компании Strategy Analytics в ближайшие пять лет различными социальными сайтами будет пользоваться около 1 млрд. человек, по данным Symantec - примерно 50% подростков по всему миру (в США до 76%) в возрасте от 13 до 17 лет проводят свое время в общественных сетях. По результатам исследования «Never Ending Friending», новое поколение, привлеченное возможностью декларировать свои интересы и разделять их с окружающими, строить отношения с другими людьми, явно предпочитает социальные сети телевизору. В России наиболее популярны следующие социальные порталы: Odnoklassniki, V kontakte, Livejournal , Liveinternet . Впрочем, западные сервисы стремительно обзаводятся поддержкой русского языка и вступают в жесткую конкуренцию за пользователей.

2. На Западе первые общественные площадки появились в сети Интернет в середине 90х годов, , а в 2006 г . в России началось победное шествие Odnoklassniki (18 млн. пользователей) и Vkontakte (30 млн. пользователей). Что же представляют собой упоминаемые ресурсы? Odnoklassniki — предназначен для поиска и переписки с бывшими одноклассниками, сокурсниками, сослуживцами и коллегами по работе. Vkontakte изначально позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников российских ВУЗов, но в настоящее время его аудитория представлена всеми слоями пользователей Интернета. Работа с сайтом требует определенных навыков, но зато предоставляет молодежи гораздо больше возможностей для самоописания и коммуникации, чем «Одноклассники». Livejournal и Liveinternet - это вербальное пространство, массовые блог-платформы для размещения онлайновых дневников. Вкратце: эти и другие социальные ресурсы позволяют бесплатно создать любому человеку с начальными навыками владения Интернетом свою персональную страничку (и не одну) с широкими возможностями для самовыражения и коммуникации.

3. «+» и «–» Социальных сетей

К плюсам социальных сетей относят, как правило, категоризацию человека по различным сообществам в соответствии с его идентичностью, как следствие, обретение новых единомышленников и друзей, расширение кругозора, обогащение знаниями, оперативный доступ к интересующим новостям и приятное времяпрепровождение с действительно интересными пользователю людьми, список которых он формирует сам. Также участники виртуальных коммуникаций легко получают ценный опыт общения, а для людей с физическими недостатками и дефицитом общения возможности, представляемые социальными сетями, едва ли не единственный способ иметь круг общения и действовать на равных в обществе.

Плюсом социальных сетей также можно назвать возможность мгновенного тиражирования и цитирования событий на обширную аудиторию. Известны массовые случаи, когда просьба о помощи больному ребенку или инвалиду моментально подхватывалась целыми сообществами, и нуждающийся оперативно получал все необходимое. Милосердие и взаимовыручка в данном случае имеет серьезную поддержку в социальных сетях на программном уровне.

«–» Настоящей проблемой виртуального пространства является возможность создания альтернативного «Я» другой внешности, возраста, профессиональной принадлежности и управления впечатлением о себе благодаря невидимости, анонимности пользователя в сети. Такая возможность приводит к некоторым нежелательным последствиям, например, к отсутствию ответственности в отношениях: «Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый» (психиатр Химаншу Тяги), что может привести к подобной же легкомысленности и неадекватности восприятия людей в реальном бытии. Увы, но реальность гораздо более требовательна, комплексна, ответственна, и поколение XXI века, не представляющее себе жизни без Интернета, рискует столкнуться с разочарованием в сложном материальном мире, оказаться в нём «не в своей тарелке». Разочарование, в свою очередь, даст дополнительный толчок к созданию виртуально-карнавальных образов, не соответствующих реальной идентичности ради бегства от трудностей действительной жизни, и, как следствие, росту Интернет-зависимости, этого идола XXI века (что не может не волновать с духовной точки зрения); а также к ограниченной дееспособности в целом. Уже сейчас мы имеем серьезные проблемы с компьютерной зависимостью людей через игры, в перспективе видится усиление её через мощную Интернет-зависимость.

Насколько допустимо с точки зрения Церкви создание альтернативного виртуального образа в принципе? По своей сути, создание сетевой идентичности, отличной от реальной (не важно, с какой целью), есть актерство, маскарад. Подвергается ли порицанию пользователь, который экспериментирует со своей личностью в социальных сетях, выражая в различных виртуальных образах многогранность самого себя или желая нового опыта? Конечно, если деятельность индивидуума наносит ущерб другим людям, травмирует их, приносит боль, то это есть явное нарушение заповеди о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 39). Очевидно, также, что примерять на себя роль женщины, будучи мужчиной или наоборот недопустимо и неприлично для христианина: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5).

4. Социальные сети на службе Церкви можно рассмотреть двояко: как место для миссионерской деятельности, и как место общения самих православных.

О важности сайтов соцсетей для миссионерской деятельности свидетельствует опыт иеромонаха Спиридона (Баландина), насельника Иоанно-Богословского Макаровского монастыря, миссионерствующего на сайте Одноклассники.Ру и в Живом Журнале. В «Церковном Вестнике» за декабрь 2007 г. он рассказывает: «…мое присутствие на популярном сайте предсказуемо обратилось в миссию. И вот я уже разъясняю смысл веры атеисту; рассказываю об Афоне фотографу».

Священник, участвующий в соцсети, для некоторых лиц может оказаться единственной возможностью удовлетворить духовную жажду. Поскольку он вот-здесь-и-сейчас доступен, а не где-то, за церковной оградой.

Руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии протоиерей Виктор Горбач говорит:

«Это очень перспективное направление деятельности для священнослужителей потому, что большинство молодежи значительную часть своего свободного времени проводят именно в этих социальных сетях. Люди сейчас разобщены, и  интернет зачастую — главное средство коммуникации. Именно поэтому представительство Церкви там крайне необходимо. Особенностью такой работы является неформальный характер общения, ориентированный на реальные потребности и запросы общества.

Кстати, в социальных сетях очень много представителей псевдоправославных сект, различных целителей и шарлатанов, которые позиционируют себя как священники или даже старцы. Это говорит о высоком доверии участников социальных сетей к Православной Церкви и священнослужителям. Обычному человеку очень непросто разобраться, где настоящий священник, а где мошенник. Поэтому в этом вопросе тоже необходимо участие священнослужителей.

Эффективность православной миссии трудно оценивать. В Церковь человека приводит Бог. Очень сложно найти критерий, исходя из которого можно сказать: вот это помогает прийти в Церковь, а это — нет. Одни сеют, а другие убирают урожай. Любое наше доброе слово и действие принесет свой плод. Важно, чтобы мы трудились и помнили о том, что мы служим Богу, а не каким-то конкретным «эффективным» программам. Любая подобная программа спотыкается на человеческом факторе. Если в какую-то структуру можно привести через определенные технологии, то в Церковь возможно привести только через любовь. Когда другой человек видит эту любовь и понимает, что за ней стоит не прагматический интерес, а он интересен и важен тебе потому, что ты — христианин, то это дорогого стоит. Осознание искреннего личного участия православного друга может помочь человеку сделать выбор и прийти ко Христу. Может, это будет вскоре, может быть, через пять-десять лет, но по своему опыту могу сказать, что срок не будет очень долгим».

Миссионерская деятельность наиболее эффективна, когда она носит «штучный» характер, а не массовый. Проповедь на стадионах тоже важна — такой формат позволяет охватить большую аудиторию, но самое важное, когда идет личное общение. Это ничем не заменимо. Протоиерей Виктор убежден, что для такой адресной формы православной миссии социальные сети являются очень серьезным ресурсом, которым Церкви жизненно необходимо заниматься.

Закончить хотелось бы словами иеромонаха Спиридона (Баландина): «Прежде чем катехизировать и миссионерствовать в сети, следует обрести в ней адекватную идентичность и затем не коснеть в ней, но всегда оставаться незавершенным, открытым для нового и правильного, быть готовым смиренно признать свое несовершенство и, преодолев гордость, измениться. Некоторые другие конфессии не гнушаются построением тематических социальных сетей, однако, перед Русской Православной Церковью в мире современных информационном технологий стоит очень сложная задача продолжения развития при сохранении должного консерватизма, без ухода в сторону и при ультраконсервативности заметной части верующих. Это позволит быть интересным для других людей, и тогда проповедь о Христе зазвучит естественно и живо, будет непосредственной и искренней, а не выглядеть агитацией. Поэтому такой интересный инструмент как социальные сети соблазнителен, но требует очень и очень бережного подхода».

Источники:Климентьев В.Е. Веб-сервисы социальных сетей на службе Церкви. Режим доступа: http://www.orthonet.ru/2008/klimentyev.htmИгумен Спиридон о социальных сетях и православной вере. Режим доступа: http://church-pr.ru/?p=182Горбач В, прот. Церкви жизненно необходимо заниматься миссией в социальных сетях. Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=203Источник изображения: http://dev.openspace.ru/society/world/page3/

1.   

2.   

3.   

 


Общество