Хабаровск православный Журнал Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк: «Причина мира – одна единственная и другой нет»

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк: «Причина мира – одна единственная и другой нет»

17.01.2011

3 сентября2010 года в Хабаровске прошли торжества в честь Хабаровской епархии ее Архипастыря, посвященные 85-летию Хабаровской Епископской кафедры,65-летию образования Хабаровской епархии и 15-летию Архиерейской хиротонии Архиепископа Марка.

- Сейчас наступили благословенные времена, когда на родину возвращается вера. И насущная потребность дня сегодняшнего – это жажда веры, приход человека, возвращение его именно к вере. Наш журнал «Турне» ориентирован на светского читателя. И первый вопрос был бы уместнее в конце нашего с вами разговора, но мне хочется с него начать, учитывая его важность и актуальность. Что бы вы могли пожелать нашему читателю?
- Во-первых, я бы не сказал, что ваш журнал ориентирован на светского человека. Я бы сформулировал так, что журнал ориентирован на людей думающих и ищущих. Он для тех, кто хочет глубже познакомиться не только со своей культурой, традициями в разных регионах нашей страны, но и с окружающим нас миром, с людьми, живущими в других государствах, других климатических условиях; хочет иметь возможность знать об их быте, их культуре, характерах, об их истории, и о взаимодействии нашей культуры с их культурой. Общение – это не только какое-то влияние, давление, а это всегда и взаимное обогащение. Поэтому я бы сказал, что журнал интересен и должен быть ориентирован не просто на светского читателя, а на людей интересующихся и мыслящих.

Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк:  «Причина мира – одна единственная и другой нет»<br />
А пожелать, конечно же, хочется, чтобы наше общество имело развитие, имело будущее, чтобы в нашей жизни пребывала стабильность. Чтобы у каждого человека было свое тихое семейное счастье, чтобы дома пребывали любовь, согласие и понимание. Тогда, когда у человека есть в семье радость, стабильность, он с большей отдачей может трудиться, приносить пользу на той земле, на которой живет. Другое дело — чтобы мы понимали, чему посвящаем свой труд, ради чего. Чтобы не просто зарабатывали какие-то финансовые средства с целью обеспечения своего временного благополучия здесь, на земле, а чтобы понимали, что все гораздо глубже и серьезней.
Если посмотрим на нашу с вами историю, то увидим: до определенного времени все, кто трудился в государственных органах, в государственной системе в нашей стране, были служивыми людьми, носили форму, находились на служении. Это касалось врачей, учителей, железнодорожников, чиновников. Они не работали, они служили! Это была форма служения своему Отечеству. Хотелось бы, чтобы вот это в современном нашем обществе пребывало: осознание того, что мы своим трудом, своей работой служим своему государству, а не просто работаем и зарабатываем какие-то средства. Поэтому я хотел бы, чтобы наша жизнь была осмысленной и наполнена содержанием, благородными устремлениями. Тогда наша жизнь будет интересна.

- Время сейчас непростое. Огромный поток информации идет со всех сторон, обрушивается на человека. И подчас человеку трудно найти истину в нем. Много лжеучений, есть какие-то другие церкви у нас в Хабаровске. От чего бы вы предостерегли людей, чтобы вместо истинных пастырей они не попали к волкам в овечьей шкуре?
- Я бы обратил внимание на такие слова священного писания, что не всякий говорящий «Господи, Господи», войдет в царствие небесное. Обратим внимание и как взрослые, образованные люди ответим сами себе на один вопрос: мы должны прекрасно понимать, что причина мира — одна-единственная и другой нет. А эта причина не есть безмозглая, безнравственная материя. Значит, причина мира обладает разумом и волей. А разумом и волей обладает личность. Им является Бог. Вот Богопознание. Несколько путей Богопознания: через окружающий нас мир, но этот путь тупиковый. Он не всегда приводит к действительному познанию Бога. Потому что человек и человеческий разум поврежден грехом. И как можно поврежденным умом постичь истинного Бога, если о том же самом мире сказано, что мир во зле лежит. Сколько пут и сколько обмана человека окружает! И как человек со своим несовершенным умом, своим разумом может постичь совершенного Бога? Это с одной стороны. Это один путь. И, наверно, все-таки правильный путь – это путь познания не через человеческие измышления о Боге, не через самомнения о нем, а то, что Он сам о Себе открыл. То, что Он сам о Себе открыл, это сказано и зафиксировано в откровении: в слове Божием, в священном писании. Вот в священном писании говорится о причине творения мира, о священной истории рода человеческого, она освящена смыслом и содержанием от Бога. Священное писание повествует о Боговоплощении. Священное писание повествует и открывает роду человеческому, как Бог воплотился, и какие заповеди Он оставил роду человеческому. Не только с целью его познания, но и с целью спасения души человеческой. Из этого мы понимаем, что причина мира одна-единственная и другой нет. Значит, раз причина одна, то и церковь, которую Он основал ради спасения рода человеческого и сам ее возглавил (ведь глава в церкви-то не человек, а богочеловек, Христос), тоже одна и единственная — это церковь Христова. И другой церкви нет.
Но в церкви существуют таинства. Семь таинств: таинство крещения и таинство миропомазания, таинство брака, таинство покаяния, таинство священства, таинство елеосвящения, и, конечно же, таинство причащения. И представьте себе, вдруг кто-то говорит: да мало ли чего! И он отвергает, отказывается, что все это не нужно: таинство священства – не нужно, покаяние вам не нужно! Причастие вам не нужно! Отвергает то, что установил сам Бог. Значит, являются ли они церквями христовыми или нет? Нет. Поэтому нужно понимать, что может там есть искренние люди, ищущие Бога, но они запутались. А дальше уже говоря о пагубном влиянии этих нецерковных формирований на людей, без Бога ничего невозможно делать, поэтому человек, следуя неправедным путем, погибает. Он, во-первых, и цели не достигает, а бывает, и уловляем своими страстями, и погибает.
Если мы понимаем, что храм – это врачебница духовная, то человек, переступающий порог храма, задается вопросом о Боге. И наступает в жизни человека момент, (а это может быть в любом возрасте, у всех по-разному, ведь люди разного возраста стоят в храме), когда он начинает задаваться вопросом: каким я должен быть, чтобы стать наследником жизни вечной и с Богом? И когда он начинается трудиться над своим внутренним человеком, он понимает, что без благодати Божией и без помощи Божией он сделать этого ничего не сможет. А в священном писании человеку открыто об этом говорится: без Меня ничего не можете творить. Тогда он приходит в храм и прибегает к таинствам, которые его поддерживают, помогают ему освободиться от плена греховного и освящают, облагораживают его жизнь.

- Пять лет назад у нас в Хабаровске открылась духовная семинария. В этом году летом был первый выпуск семинаристов. Ежедневно многие горожане проходят и проезжают мимо нее. От лица хабаровчан вопрос: в чем значение духовной семинарии для нашего города и всего Дальнего Востока?
-Во-первых, семинария создавалась не как семинария, которая готовит добрых пастырей только для Хабаровского края и Хабаровской епархии. Сразу изначально я ставил вопрос и перед патриархом, и писал, и говорил много лет о том, что здесь нам нужна духовная школа для всего Дальнего Востока! Поэтому Хабаровская духовная семинария, находящаяся в региональном центре, столице Дальнего Востока, готовит пастырей для всего Дальнего Востока. Наверно, не устану говорить о том, что лозунгом в этой семинарии, девизом ее я определил, что здесь должны готовить добрых пастырей, способных служить в этих сложных экономических, политических, социальных и климатических условиях. Мы же с вами знаем, что особому вниманию и разорению в свое время подвергся именно Дальний Восток. Если говорить о церковной жизни, даже внешней стороне, то по Амуру стояло более ста храмов, и почти все они были уничтожены. И здесь приняли свою кончину многие новомученики из других епархий. Но когда почти двадцать лет тому назад открыли епархию здесь, то оставалось всего несколько священников.
Это очень важно: чтобы было грамотное духовенство, чтобы священник мог ответить на вопрос и простого человека, и философа. Он должен обладать не только добрыми качествами своей души, но он должен обладать знаниями, подтвержденными опытом. И, слава Богу, что у нас это получается. У нас уже есть результаты. Священник Николай Ворожбит выпустился в этом году, а он уже служил настоятелем в Свято-Никольском храме в поселке Ванино еще до окончания семинарии. В конце декабря 2009 года мы освятили храм в Бикине, там был сделан капитальный ремонт. За три – четыре месяца были сделаны прекрасный интерьер храма, резной иконостас. И все это — попечением и заботой тоже нашего нынешнего выпускника, священника Константина Насина. Семинарист Алексей Малов у нас родом с Чукотки, после завершения обучения будет возвращаться туда на служение. У нас есть учащиеся из Якутии, Амурской области, Еврейской автономной области, Бурятии, из Петропавловска-Камчатского, Сахалина. Свое предназначение, как региональное учебное заведение, семинария выполняет.
Мы прекрасно понимаем, что центр политической и экономической жизни смещается в сторону тихоокеанского региона. И мы должны учитывать этот фактор. Потому что границы становятся все более и более прозрачными, люди общаются между собой. В этом общении и сотрудничестве между людьми и государствами мы усматриваем только положительное значение, но, конечно же, есть и недостатки. И мы тоже с этим сталкиваемся, и мы должны быть к этому готовы в будущем. Нужно учиться видеть некоторые отрицательные вещи и уметь им противостоять, чтобы они не оказывали на нас пагубного влияния. Поэтому духовенство, которое будет окормлять свою паству, должно быть всесторонне развитым и готовым к любым вызовам современного мира.

- На втором рождественском краевом фестивале «Святой России край» среди лауреатов были представлены Богословские курсы. Скажите, пожалуйста, кому бы вы посоветовали на них идти? Что они дают человеку? Кто на них может записаться?
- Начну издалека. При каждом храме есть воскресные школы. Воскресные школы – это не там, где детей по воскресеньям учат закону Божьему. Или воспитывают, что такое хорошо и что такое плохо. Воскресная школа – это то место, где проповедуют и рассказывают людям о воскресшем Христе. И это не значит, что занятия должны проводиться только по воскресеньям – они проходят в любой другой день. Итак, воскресные школы у нас в городе есть, и двери в них для всех открыты, туда может придти каждый человек. Но люди, облеченные властью в настоящий момент, находящиеся на служении во властных структурах, руководители крупных предприятий не имеют такой возможности. Иной раз они очень ограничены во времени, но в то же время они должны и своим подчиненным на многие вопросы отвечать. Хороший руководитель занимается не только производственными отношениями и создает прибавочную стоимость, он же работает и с людьми. И чтобы и себе, и им ответить на духовно-нравственные вопросы, он должен быть и богословски грамотным человеком, чтобы понимать, куда идет мир и что в этом мире происходит. Поэтому для таких людей первоначально и созданы были Богословские курсы, чтобы они после работы, которую заканчивают поздно, могли придти и обогатить себя знаниями. Они же нам помогают строить храмы, дают технические советы. А мы им сообщаем знания о мире духовном. Вот в этом общении мы друг друга обогащаем.
Таков был первоначальный замысел. А потом уже эти курсы переросли в большее. Сначала хотели организовать двухлетнее обучение, но в итоге пришли к трехлетнему. К сожалению, нет возможности принять всех желающих. В этом году на Богословских курсах обучение начнется 6 октября, в день памяти небесного покровителя Хабаровской духовной семинарии святителя Иннокентия Московского, апостола Дальнего Востока. Преподавание на курсах строится на том, что читаются обзорные лекции по направлениям — занимающиеся на Богословских курсах не могут посвятить столько времени учебе, сколько посвящают семинаристы. Но быть знакомыми с теми проблемами или иными вопросами богословия - это очень важно для христианина. Ведь природа человека двусоставна: в нем есть материальное начало и духовное начало. Человек, не знающий о духовной жизни или о материальном мире, не понимающий ее законов, живёт однобоко. Как правило, он имеет знания только о материальном мире. Поэтому задача духовных школ воспитать целостного человека, гармонично развитого, образованного, понимающего и материальный, и духовный мир. Потому что это все единое целое. Когда человек обладает знаниями и о материальном мире, и о духовном мире, он становится целостным и образованным.

- Есть мечта, и она когда-нибудь станет реальностью, что со стороны въезда в Хабаровск по Владивостокскому шоссе, там, где сейчас стела, будет стоять храм в честь иконы Смоленской Божией матери. Это когда-нибудь обязательно будет. Это очень важно и нужно, чтобы там стоял этот храм.
- Это наша давняя мечта. Молодые хабаровчане, вступая в гражданский брак, приезжают на это место, и как безумные язычники лезут на деревья привязывать цветные тряпочки. Выпивают шампанское, разбивают бутылки о стелу — и думают, что это очень хорошо: разбить, намусорить, испохабить это красивое место, откуда открывается, как на ладони лежит весь город Хабаровск. Я думаю, что это место должно быть облагорожено и освящено. У меня был очень интересный случай. Иду в храм на службу, навстречу идет молодая пара. И говорит: ой, владыка, благословите нас на брак. Говорю им: вообще-то благословение дается в таинстве брака в храме. Вы расписались, оформили между собой юридические взаимоотношения, а венчаться вы будете? Отвечают: - Нет, мы еще подумаем. Отвечаю: - Ну, тогда думайте дальше. Потому что благословение на брак в отличие от юридического оформления взаимоотношений дается в храме, в таинстве венчания. Не в обряде, а в таинстве. Если люди оформили свои юридические отношения и не хотят прибегать к церковному благословению, зачем им тогда благословение от священника?
Если говорить о строительстве храма рядом со стелой, на въезде в Хабаровск — человек предполагает, а Бог располагает. Мы свои планы вынашиваем, но нужно смотреть, какова воля Божия. Потому что сказано в Священном Писании: «стучите и отверзится вам…» Часто привожу этот пример. Мы стоим и стучим в одну дверь, а нам открывают иную. Но мы же в эту стучимся. Нужно все-таки приложить свой ум и войти именно в ту дверь, которая открывается Богом. Поэтому с одной стороны мы этот храм хотим, а Господь устраивает другое - в Совгавани идет строительство храма в честь Федора Ушакова.

Беседу вели главный редактор журнала «Турне» Константин Костевский и Ирина Макарова.


Новости