Хабаровск православный Журнал 10-ЛЕТИЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ СПИСКА АЛБАЗИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

10-ЛЕТИЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ СПИСКА АЛБАЗИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Игумен Ефрем (Просянок)

17.09.2009

18 сентября верующие Хабаровска отмечают десятилетие возвращения Церкви списка чудотворной Албазинской иконы Божией Матери. Оригинал иконы именуется «Слово плоть бысть» (одно из образных выражений, связанных с Воплощением Господа Иисуса Христа). Название «Албазинская» образ получил от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы. Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь.

В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, на Амуре произошло первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур — за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами. Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню. В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю –  чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской.

В XIX веке с этой иконы был сделан список для Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери, который был центром духовной жизни дореволюционного Хабаровска. Закладка фундамента собора состоялась в 1880 году, но по ряду причин строительство пришлось отложить до 1884 года. Первое богослужение состоялось в декабре 1886 года. Полным чином храм был освящен в 1890 году епископом Камчатским Гурием. Начиная с 1914 и до 1917 г. храмом регулярно выдавалось денежное пособие семьям призванных в армию. Также поступавшие пожертвования перечислялись на нужды увечных, больных и раненых воинов и их семейств. После событий 1917 года такая работа собора и его центральное местоположение в городе не могли не привлечь внимание новой нарождающейся советской власти. Поэтому она всячески способствовала захвату обновленческим движением именно этого храма, что и произошло 23 июля 1923 года. Последующая политика советской власти в Хабаровске привела к полному уничтожению храмов и уже в 1937 году от храма не остается и следа. Перед закрытием храма список с Албазинской иконы ввиду художественной ценности был отправлен на музейное хранение.

1990-е годы ознаменовались возрождением духовных ценностей. Хабаровская епархия Русской Православной Церкви в городе Хабаровске выступила с инициативой восстановления собора на историческом месте. Поиски фундамента 1994 года не дали результатов. В печати, в администрации города велась полемика по поводу обоснованности восстановления храма. Но постановление Губернатора Хабаровского края 1996 года «О включении собора в план восстановления исторических памятников города» положило конец возникшей полемике.

В сентябре 1999 года икона была передана Русской Православной Церкви из фондов Хабаровского краеведческого музея имени Н. Н. Гродекова. 18 сентября состоялся крестный ход в кафедральный Христорождественский собор по случаю передачи иконы.

 После воссоздания на историческом месте Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери в 2002 году список Албазинской иконы был перенесен крестным ходом во вновь построенный собор и, таким образом, занял историческое место.

Жители Хабаровска, а также гости города молятся перед иконой за воинов, несущих служение в разных уголках нашего Отечества, а также за матерей во время их чревоношения. Многие супруги, страдающие бесплодием, приходят к иконе, чтобы вознести молитву о даровании чада. И по сей день никто из притекающих к иконе Богоматери не остается не услышанным. Об этом свидетельствует каждый, кто приходит вновь, теперь уже с целью вознести не просительную, а благодарственную молитву.

Переживая это трепетное событие — десятилетие пребывание иконы в подобающем месте — то есть в храме, невольно проникаешься осознанием того, что в России всегда были святыни, без которых народ не мыслил своего жития. К святыням наши соотечественники притекали в трудную годину как к вестникам иного мира и как к источникам силы для противостояния тьме. Святыни были, есть и должны в будущем остаться для людей светом путеводным, камертоном совести при принятии ответственных жизненных решений. И быть может именно сегодня — в ситуации политиче­ского, экономического, мировоззренческого хаоса — память о святынях, их бережное сохранение, восстановление и новое созидание является самой насущной национальной задачей.

Никакой народ не может жить и развиваться без исторической памяти. Бог заповедовал человеку: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Не почитая родителей, нельзя надеяться на благополучие и долголетие. Точно так же народ, не почитающий своих предков, не может иметь будущего. Это наш сыновний долг. Мы приходим в ужас, когда в среде молодого поколения встречаем забвение героев Великой Отечественной войны или пренебрежение теми, благодаря подвигу которых наша страна сохранила самостоятельность. Их кровью куплена наша свобода. Точно так же кровью мучеников, их страданиями одержана победа над воинствующим атеизмом, столько лет губившим душу нашего народа на протяжении нескольких поколений, принесшим нравственное уродство, горькие плоды которого у всех на глазах. Только любовь к своему дому и Отечеству дает человеку веру, дух и силу. Отказываясь от своего прошлого, не понуждая себя к внимательной оценке тех несуразностей, которые нас повсюду окружают, но просто плывя по течению, мы отрываемся от всего самого светлого, самого высокого и прекрасного в истории нашего народа. А он является поистине великим, ибо все созидал, благодаря великой вере — Святому Православию. И только те, кто был носителем этой веры в своей душе, смогли за короткий временной отрезок, который называется земной жизнью, делами прославить Господа и с чистой совестью подойти к вечности.

Размышления о нашем прошлом и будущем в особенности полезны молодым. Молодость — это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше?». Отсутствие ответа на любой из них равносильно отказу от созидательного построения жизни.

Именно в юном возрасте, когда жизненная программа еще не закрепилась в сознании окончательно, молодой человек крайне остро ощущает разрыв между реальностью и идеалом. Молодые часто не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности.

Вот почему так важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В отечественной духовной культуре таким инструментом всегда были Божии заповеди, изложенные в библейском Десятисловии и созвучные священным текстам мусульман и буддистов.

Обращение к десяти заповедям позволяет сформировать целостный подход к реальности, когда каждый жизненный вопрос рассматривается не по отдельности, но в духовно-нравственной связи со всеми остальными. Подобный подход актуален не только для последователей традиционных религий, но и для любого современного человека, стремящегося выработать у себя целостное нравственное мировоззрение. И, опять же, сама история свидетельствует, что невозможно счастливо прожить жизнь, не имея тех прочных ориентиров, которые дает человеку вера.

Сегодня, как никогда, нам назойливо предлагают пересмотреть историю нашего Отечества. Видимо, «проповедники» права и свободы во всем мире, очень хорошо знают, что отказ от прошлого обеспечит отсутствие будущего. Но мы должны быть хозяевами своей жизни. Как сказано, в Евангелии мы должны стать верными и благоразумными домоправителями. Наши успехи — это радость отцов и матерей, а наши беды и поражения — их скорбь. Но даже на уровне обычной семьи не всегда верность, доброта и благоразумность поставляются превыше личных амбиций. А общество, как известно, состоит из таких обычных семей. И его возрождение, непоколебимость, конечно же, невозможно без внимательного отношения к себе и тем, кто нас окружает.

Многие поколения предков оставили нам богатейшее наследие — духовное, культурное, интеллектуальное. Разумно пользуясь им, можно преображать мир. И если так поступать, то поистине каждый из нас может стать, по слову Евангелия, светом всему миру. Единство и преемственность поколений — людей зрелых и юных, умудренных годами и только входящих в жизнь — это прочная нить, которая связывает воедино прошлое, настоящее и будущее страны. Как говорил, Святейший Патриарх Алексий, «ни молодые без мудрости старших, ни старшие без энергии молодых не будут жить в гармонии и не добьются успеха».

Пусть каждый из нас спросит себя: а зачем я живу? что уже сделал и что должен сделать, дабы внести свой вклад в преображение мира? стремлюсь ли к тому, чтобы быть полноценной личностью, обладающей этическим измерением своих слов и дел? Постараемся учиться жить, ориентируясь на вечные истины, изложенные в Священном Писании, жить осмысленно и одухотворенно, приносить пользу не только себе, но и ближним, равно как и всему Отечеству.

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 19 сентября 2009г.


Церковь, Богословие